Результаты проверок гит в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Результаты проверок гит в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

С начала июля 2021 года все контрольные и надзорные мероприятия Государственной инспекции труда (ГИТ) проводятся в соответствии с новым Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 года № 1230. В этом Положении большое значение придается профилактике правонарушений и риск-ориентированному подходу к формированию плана проверок ГИТ.

Мораторий на проведение проверок ГИТ в 2023 году

В 2023 году продолжает действовать мораторий на проведение контрольных мероприятий в отношении работодателей. Плановые проверки ГИТ может провести только в отношении организаций, имеющих категории чрезвычайно высокого и высокого риска. Плановая проверка также может пройти в отношении компаний, отнесенных к опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса (п. 11(3) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 с изменениями от 29.12.2022).

Поэтому, если ваша компания не относится к таким объектам, плановой проверки ГИТ в 2023 году не будет.

А что же касается внеплановых проверок? Ведь именно внеплановые проверки инспекторы ГИТ проводят по жалобам работников и большинство проверок работодателей проходит именно на внеплановой основе.

В 2023 году в отношении внеплановых проверок ГИТ действуют специальные правила. Исключать вероятность внеплановой проверки ГИТ в 2023 году не стоит. Но провести такую проверку инспекторы могут только в строго ограниченных случаях:

  • если имеется угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
  • по фактам причинения такого вреда гражданам;
  • в случае истечения срока исполнения предписания о принятии мер по устранению нарушений, которые могут принести вред жизни или здоровью граждан.

Ограничения и требования, установленные законом для ГИТ

Не важно, плановая проводится проверка, или внеплановая, закон требует от инспекторов ГИТ соблюдения следующих правил:

Ограничение Комментарий
По срокам извещения о начале проведения проверки Уведомление от ГИТ должно прийти на предприятие не позже, чем за 3 рабочих дня до приезда инспекторов. Уведомление происходит путем направления предпринимателю приказа или распоряжения о проведении проверки письмом (заказным, с уведомлением о вручении). Если проверка внеплановая, предупреждение должно поступить любым возможным способом за 24 часа до прихода инспекторов.
По продолжительности проверки Плановая или внеплановая проверка ГИТ может растянуться не более чем на 20 рабочих дней. Существует ограничение и по срокам проведения плановых выездных проверок — для субъекта малого бизнеса это максимум 50 часов в год, для микропредприятия — 15 часов.
По запрашиваемым документам Если документы, которые требует предъявить инспектор ГИТ, не относятся к предмету проверки, предприниматель не обязан их предъявлять (но перечня бумаг, которые необходимо показывать, законом не утверждено).

Плановые проверки ГИТ

Плановые проверки трудовой инспекции известны заранее, Роструд выкладывает списки работодателей по регионам, которые попали на предстоящий год в число проверяемых. Планово проверяют компании, которые отнесли к высоко рисковым в вопросе соблюдения трудового права. Уже около пяти лет Роструд практикует риск-ориентированный подход.

Все работодатели разделены на 5 категорий риска по соблюдению ТК – согласно Постановлению Правительства от 17.08.2016 № 806. Риски делятся на высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. В зависимости от присвоенной предприятию категории зависит наличие и периодичность проверок трудовой инспекции.

Частота проверок ГИТ в зависимости от категории риска работодателя:

  • высокий риск — проверка один раз в 2 года;
  • значительный – проверка один раз в 3 года;
  • средний – проверка не чаще одного раза в 5 лет;
  • умеренный — проверка не чаще одного раза в 6 лет;
  • низкий — плановые проверки не проводятся.

Категория риска присваивается ежегодно до 1 июля текущего года и применяется в следующем календарном году. Списки высокорискованных предприятий Роструд размещает в открытом доступе у себя на сайте. Если организации нет в списках, можно запросить информацию по предприятию и узнать свою категорию риска, ведомство должно прислать ответ в течение 15 рабочих дней.

Какие факты повышают категорию риска:

  • смертельный травматизм,
  • тяжелый травматизм,
  • задолженностей по зарплате,
  • наличие действующих постановлений об административных правонарушениях трудового законодательства (ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП).,

На категорию риска влияют не только проблемные факторы, но и вполне нейтральные, например, число работников, вид экономической деятельности предприятия и др.

В случае несогласия с присвоенной категорией риска, работодатель имеет право подать в Роструд заявление об изменении категории риска. Основанием должно стать отсутствие риск-факторов в течение одного или нескольких минувших лет. Решение по заявлению должно быть принято трудовым инспектором в течение 5 рабочих дней.

О проведении плановой проверки должны уведомить не меньше чем за три рабочих дня заказным письмом или электронным документом. В уведомлении указывается дата и место проведения проверки. Также обозначаются вопросы, по которым при проверке будет оцениваться соблюдение трудового законодательства.

Важно: мораторий на проведение плановых проверок продлен на 2023 год. «Трудовые» проверки стоят на стопе, однако, если в инспекции появится информации о фактах угрозы жизни и здоровью сотрудников, ГИТ, согласовав визит с прокуратурой, придет с проверкой.

Причины, по которым работники жалуются в трудовую инспекцию:

  • 25% — задерживают зарплату,
  • 21% — не выплачен расчет при увольнении,
  • 8% — незаконные увольнения,
  • 4 % — произведены удержания из заработной платы,
  • 17% — иное нарушение трудовых прав.

Самые популярные темы консультаций работников в трудовой онлайн-инспекции:

  • 16 % — увольнение,
  • 13 % — заработная плата,
  • 11 % — охрана труда,
  • 10 % — гарантии и условия труда отдельных категорий работников,
  • 9 % — время отдыха.

Что такое риск-ориентированный подход

Мы уже упоминали, что до 1 июля 2021 года проверке по спискам контрольных вопросов, содержащихся в проверочных листах трудовой инспекции, подвергаются только фирмы и ИП, которые относятся к категории умеренного риска, а с 1 июля – все остальные. Таким образом применяется подход, который основан на степени рисков (ч. 1 ст. 8.1 ФЗ «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294). Разберемся, что это такое.

Метод состоит в том, что проверяющие используют систему градации рисков при проверке. Такая градация зависит от того, насколько серьезную опасность может повлечь несоблюдение обязательных требований. Определяет категорию опасности организаций и ИП именно ГИТ, используя правила, утвержденные Постановлением Правительства от 17.08.2016 № 806. От категории риска зависит в том числе количество возможных плановых проверок.

В области трудового законодательства применяется следующая градация рисков:

  1. Высокий. Для таких проверяемых возможна только одна проверка в 2 года.
  2. Значительный. Возможна одна проверка за 3 года.
  3. Средний. Возможна одна проверка за 5 лет.
  4. Умеренный. Возможна одна проверка за 6 лет.
  5. Низкий. Плановые проверки вообще не проводятся.

Отберите чек-листы, которые будете использовать для самоконтроля

Чек-листы применяют в зависимости от специфики компании и категорий сотрудников. Например, если у вас не работают несовершеннолетние, то и проверочный лист по ним не понадобится. Выбирайте только те чек-листы, которые соответствуют вашей компании. Чек-листы по проверке приема или оформлению трудовых договоров пригодятся всем компаниям.

Если решите внести дополнительные сведения в проверочные листы, это не будет ошибкой. Можете оформить таблицу с вопросами, как вам удобно, удалить или добавить вопросы. Но если полностью измените чек-листы, то рискуете не заметить ошибки в документах.

В проверочных листах есть основные вопросы, на которые нужно ответить. Примеры утверждений из разных чек-листов – в таблице ниже. Если согласны с утверждением – ошибки нет и можете переходить к следующему пункту. Если нашли нарушение – отметьте его в чек-листе, чтобы потом исправить недочеты.

Кого проверяют с использованием листов проверки

С 1 июля 2021 года Роструд, как федеральный орган, и ГИТ (территориальные органы), проверяют любые организации. Это значит, что компания может быть проверена вне зависимости от того, к какой организационно-правовой форме она относится (ООО, ПАО, и т.д.). Что касается ИП, то проверяются любые предприниматели, в подчинении которых есть наемные работники. Напомним, что до июля 2021 года закон не предусматривает возможность проверки организаций и ИП, которые отнесены к любым другим категориям, помимо категории умеренного риска.

И разумеется, проверка с использованием чек листов может ожидать лишь те фирмы и тех ИП, которые включены в план проверочных мероприятий ГИТ по проверочным листам на 2021 год. При внеплановых проверках они не используются.

Освобождение от плановых проверок ГИТ в 2022 году

С 8 марта 2022 года вступает в силу Закон № 46-ФЗ о поддержке бизнеса и граждан в условиях внешнего санкционного давления. В числе прочего он изменяет ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ, которая устанавливает особенности проведения надзорных проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно поправкам МСП освобождаются до конца 2022 года от плановых визитов государственных инспекторов, но с ограничениями. Предприниматели с присвоенной категорией риска под «индульгенцию» не попадают.

Справочно. Работодатели без присвоенной категории риска относятся к низкой категории. По ним плановые проверки не проводятся.

По Закону 46-ФЗ повезло только аккредитованным ИТ-компаниям. По закону № 46-ФЗ они освобождаются от плановых проверок без всяких условий до 31 декабря 2024 года.

Однако Правительство РФ продлило в 2022 году мораторий на плановые проверки трудовой инспекции для всех предпринимателей. Смотрите Постановление от 10.03.2022 № 336. От внеплановых проверок, например, по жалобе работника, ПП 336 не освобождает.

Основы общероссийского генерального плана проверок

Этот план составляется с целью информирования субъектов бизнеса о проводимых в 2023 году контрольных мероприятиях. Учитывая то, что на 2022 год был введён мораторий на всевозможные проверки, то такое информирование позволит предпринимателям более детально подготовиться к проводимым действиям государственных органов.

Мероприятия проверочного плана могут проводить различные государственные органы:

  • Государственная инспекция труда РФ;
  • органы лицензирования;
  • Федеральная антимонопольная служба РФ;
  • Управление МЧС РФ;
  • органы Роспотребнадзора;
  • и многие другие, всего в законодательстве отражены 40 контролирующих органов в Российской Федерации.

Прокуратурой РФ составляется сводный график мероприятий, с учётом данных всех проверяющих организаций.

Читайте также:  Как поступить женщине на военную службу по контракту

В плане на 2023 год чётко определяются параметры проводимых проверок:

  • субъекты проверки;
  • время проведения проверки;
  • место проведения проверки;
  • направленность проверки

Проверяющие и контролирующие органы должны неукоснительно исполнять все указанные в графике требования. Отступления от них, а также незаявленные проверки недопустимы.

Надзорные каникулы для МСБ

Для малого и среднего бизнеса в 2021 году предусмотрены надзорные «каникулы». Проверки ГИТ проводиться не будут (от 01.04.2020 №98-ФЗ). Но есть исключения. Если жизни или здоровью работников что-то угрожает, либо инцидент уже случился — прихода инспектора избежать не удастся. Также следует ждать комиссию, если возникнет чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера.

Плановые проверки возможны для предприятия и ИП, если (ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ):

  • им присвоен определенный класс риска;
  • они работают в сфере здравоохранения, науки или образования;
  • в течение предыдущих 3 лет были у них штрафы за грубое нарушение КоАП РФ;
  • они работают по лицензии;
  • они подпадают под госнадзор в области использования атомной энергии, радиационной безопасности, контроля качества работы аудиторских компаний и защиты гостайны.

До окончания срока (обычно это последние дни) проверяющий инспектор по труду составляет:

  1. Акт проверки в двух экземплярах (Приказ Минэкономразвития № 141). Его вам выдают под подпись о вручении, если вы с чем-то не согласны, можете указать свои замечания. Если у вас нет возможности явиться в ГИТ за актом, вам его вышлют почтой.
  2. Предписание об устранении нарушений. Если у вас все прошло без замечаний, то такой документ не получите, в противном случае инспектор укажет там свои замечания с отсылками на пункт и статью НПА, по которой было нарушение, с последующей проверкой выполнения. Рекомендую внимательно проверять соответствие указанных пунктов реалиям вашей организации, инспектор ведь тоже человек, может и ошибиться.
  3. Протокол об административном правонарушении, вместе с ним готовится постановление о назначении административного наказания, в котором будет указана сумма штрафа. Привлечь к ответственности, помимо юридического лица, могут и должностные.

Даже в своей практике я частенько видела, что представители организации не согласны с выписанными замечаниями и хотят их обжаловать. Обжалование акта проверки инспекции труда – обычное дело, вы можете обратиться в суд с жалобой в течение 10 календарных дней со дня получения списка нарушений (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).

Если же вы со всеми выписанными замечаниями согласны, подготовьте мероприятия по выполнению предписания, укажите сроки и ответственных лиц, подпишите руководителем организации, а затем отправьте инспектору.

Проверки государственной инспекции труда можно разделить на несколько видов:

  • Плановые — проводятся в соответствии с общим планом проверок надзорных органов, который публикуется в конце года на сайте Прокуратуры на будущий год. Открыв план проверок ГИТ, вы можете найти предстоящие визиты инспектора, причем не только Государственной инспекции по труду, а также и других ведомств. Зная, в каком месяце предстоит встреча, есть возможность оперативно подготовиться или же проверить себя. Также в плане проверок ГИТ вы сможете узнать какого вида проверка будет и сколько дней она будет проходить.
  • Внеплановые — приходят в организацию неожиданно. Обычно проводится по определённой теме, например, изучается своевременность выплаты заработной платы. В таком случае инспекторы смогут запросить у вас только те документы, которые относятся к этой теме. Выходить за рамки темы они не имеют права. Если же тема проверки — соблюдение трудового законодательства, то придётся предоставить практически все документы по учёту кадров и расчётов с персоналом.
  • Документарные — в этом случае к вам инспектор не приезжает, а просто запрашивает необходимые ему документы. Получив запрос необходимо подготовить копии документов, заверить их — и в течение 10 дней отправили в ГИТ.
  • Выездные — в организацию приезжает «ревизор» и помимо документов смотрит в каких условиях работают люди.

На что обратить внимание перед проверкой ГИТ?

1) Специальная оценка условий труда. Её должны проводить все работодатели, включая индивидуальных предпринимателей, в отношении всех работников, кроме надомников и работающих дистанционно.
2) Охрана труда. В каждой организации должны быть разработаны документы по охране труда, сотрудники обязаны пройти обучение, а на их рабочих местах должны быть оценены профессиональные риски.
3) Трудовой договор. Получите на своем экземпляре трудового договора подпись работника о том, что ему выдали его экземпляр. Включите в договор обязательные условия: место работы, трудовую функцию, дату начала работы, условия оплаты, режим труда и отдыха, условия труда на рабочем месте на основании СОУТ, гарантии и компенсации условие об обязательном социальном страховании работника.
4) Заработная плата. Выплачивайте зарплату не реже, чем каждые полмесяца. Не устанавливайте оплату труда ниже МРОТ.
5) Приём на работу и увольнение.

Организация плановых проверок

Плановые проверки выполняются с соблюдением установленного графика, который утверждается заранее. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 ежегодный план должен быть утвержден до 31 декабря года, предшествующего проведению контроля. Этот план должен быть согласован с Генеральной прокуратурой РФ. После его окончательного утверждения план проведения контроля соблюдения требований трудового законодательства размещается в открытом доступе на сайте прокуратуры, Роструда и самого контролирующего ведомства. Территориальные подразделения ГИТ публикуют планы проверок по конкретным субъектам Федерации на соответствующих региональных порталах инспекции.

Составление плана осуществляется в соответствии с правилами, описанными в постановлении Правительства от 1 сентября 2012 года N 875. Сейчас в Российской Федерации в области государственного контроля применяются принципы риск-ориентированного подхода. Он предполагает, что деятельность по организации проверок коммерческих компаний осуществляется с учетом степени риска нарушения ими требований трудового законодательства. Для определения этой степени принимаются во внимание три основных критерия:

  • добросовестность работодателя в отношении соблюдения трудовых прав работников. Обнаружение факта таких нарушений снижает этот показатель вплоть до нуля;
  • потенциальная степень вреда здоровью работников, обусловленная особенностями производства в отрасли. Этот показатель рассчитывается отдельно для каждой сферы деятельности;
  • вероятность распространения негативных последствий. Указанный критерий зависит от численности сотрудников предприятия.

На основании перечисленных параметров компании присваивается определенная категория риска.

Таблица штрафов трудовой инспекции

№ п/п Правонарушение Статья ТК, содержащая требования Категория нарушения Штраф, тыс.р Штраф тза повторное нарушение, тыс.р
Статья
1 Уклонение от заключения трудового договора ст.ст.16, 19.1, 67 Высокий риск (10 баллов) ИП 5-10 30-40 ст. 5.27 ч. 4,5
Должностного лица 10-20 дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 50-100 100-200
2 Заключение вместо трудового гражданско-правового договора ст.15 Высокий риск (10 баллов) ИП 5-10 30-40 ст. 5.27 ч.4, 5
Должностного лица 10-20 дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 50-100 100-200
3 Фактический допуск сотрудника к работе лицом, которое не уполномочено на это работодателем ст.67.1 Высокий риск (8 баллов) ИП ст. 5.27 ч. 3,5
Должностного лица 10-20 дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица
4 Ненадлежащее оформление трудового договора (за исключением условий оплаты труда) ст.67 Средний риск (6 баллов) ИП 5-10 30-40 ст. 5.27 ч. 4,5
Должностного лица 10-20 дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 50-100 100-200
5 Несоблюдение процедуры оформления трудового договора ст.57 Низкий риск (3 балла) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
6 Нарушение порядка ведения трудовых книжек ст.ст.65,66, 309 Низкий риск (1 балл) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
7 Несоблюдение порядка увольнения работника в случае, когда организация ликвидируется или прекращает деятельность, сокращает численность или штат работников ст. 81 Высокий риск (10 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
8 Расторжение трудового договора с нарушениями ст.ст.71, 77, 79, 80, 81, 82, 127, 180, 269, 29, 296, 327.6, 384,12 373, 83, 84, Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
9 Несоблюдение порядка привлечения к работе водителей автомобилей в выходные дни и праздничные дни, к сверхурочной работе или работе ночью ст.ст.96, 99 Высокий риск (10 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
10 Нарушение порядка привлечения к работе в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе ночью членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ ст.ст.96, 99 Высокий риск (10 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
11 Непредоставление междусменного отдыха водителю автомобиля ст. 103 Высокий риск (10 баллов) ИП 3-4 ст. 14.1 ч. 3
Должностного лица 3-4
Юридического лица 30-40
12 Нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношение лиц в возрасте до восемнадцати лет ст.ст.96, 99, 268 Высокий риск (7 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
13 Установление продолжительности рабочего времени в неделю или за учетный период сверх определенной законодательно нормы ст.ст. 91, 92, 104, 173, 174, 176, 320, 333, 350, Высокий риск (7 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
14 Непредоставление междусменного отдыха работнику, за исключением водителей автомобилей ст. 103 Высокий риск (7 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
15 Нарушение порядка привлечения к работе женщин и лиц с семейными обязанностями в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе ночью ст.ст.96, 99, 259 Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
16 Нарушение процедуры привлечения к работе в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе ночью, за исключением женщин, лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов, водителей автомобиля, членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации ст.ст.96,99 Средний риск (5 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
17 Нарушение порядка привлечения инвалидов к работе в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время ст.ст.96,99 Средний риск (5 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
18 Установление продолжительности ежедневной работы (смены) сверх определенной законодательно нормы, кроме случаев суммированного учета рабочего времени ст.ст. 94, 95, 96, 104 Средний риск (5 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
19 Несоблюдение правил учета фактически отработанного работником времени ст.ст. 91, 99, 109, 300 Высокий риск (8 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
20 Несоблюдение порядка учета рабочего времени ст.ст. 91, 99, 109, 300 Средний риск (5 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
21 Непредоставление дополнительного отпуска ст.116 Высокий риск (10 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
22 Непредоставление выходных дней водителю автомобиля ст.110 Высокий риск (10 баллов) ИП 3-4 ст. 14.1 ч. 3
Должностного лица 3-4
Юридического лица 30-40
23 Непредоставление выходных дней работнику, за исключением водителей автомобилей ст.110 Высокий риск (8 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
24 Непредоставление перерывов для обогревания и отдыха ст.109 Высокий риск (7 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
25 Нарушение порядка предоставления отпуска ст.114 Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
26 Непредоставление перерывов для отдыха и питания ст.108 Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
27 Нарушение сроков и/или порядка утверждения графика отпусков ст. 120 Низкий риск (2 балла) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50
28 Невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором заработной платы ч.6 ст.136 Высокий риск (10 баллов) ИП 1-5 10-30 ст. 5.27 ч.6, 7
Должностного лица 10-20 20-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-100
29 Выплата заработной платы ниже МРОТ ч.3 ст.133 Высокий риск (10 баллов) ИП 1-5 10-30 ст. 5.27 ч.6, 7
Должностного лица 10-20 20-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-100
30 Нарушение порядка оплаты за работу в выходные и праздничные дни ст.153 Высокий риск (8 баллов) ИП 1-5 10-30 ст. 5.27 ч.6, 7
Должностного лица 10-20 20-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-100
31 Выплата заработка не в полном размере ч.6 ст.136 Высокий риск (7 баллов) ИП 1-5 10-30 ст. 5.27 ч.6, 7
Должностного лица 10-20 50-100
Юридического лица 30-50 50-100
32 Неоплата сверхурочной работы ст.152 Высокий риск (7 баллов) ИП 1-5 10-30 ст. 5.27 ч.6, 7
Должностного лица 10-20 20-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-100
33 Нарушение срока выдачи расчета при увольнении ст.140 Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
34 Нарушение срока оплаты отпуска ч.9 ст.136 Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
35 Нарушение порядка оплаты за работу в ночное время ст.154 Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-30 ст. 5.27 ч.6, 7
Должностного лица 10-20 20-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-100
36 Сроки выплаты заработной платы не установлены ст.136 Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
37 Нарушение срока выплаты заработной платы ч.6 ст.136 Средний риск (5 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
38 Невыдача расчетного листка работнику ст.136 Низкий риск (1 балл) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
39 Невыплата выходного пособия по ст. 178 ТК РФ ст.178 Высокий риск (9 баллов) ИП 1-5 10-30 ст. 5.27 ч.6, 7
Должностного лица 10-20 20-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-100
40 Невыплата среднего заработка за время прохождения обязательного медосмотра ст. 185 Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-30 ст. 5.27 ч.6, 7
Должностного лица 10-20 20-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-100
41 Нарушение порядка применения дисциплинарных взысканий ст.193 Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
42 Допуск к работе без обучения и проверки знаний по охране труда ст.ст.212, 225 Высокий риск (10 баллов) ИП 15-25 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 3, 5
Должностного лица 15-25 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 110-130 100-200 или приостановление деятельности до 90 суток
43 Допуск к работе без прохождения предварительного или периодического медосмотров, обязательных медосмотров в начале рабочего дня (смены) ст.ст.69, 212, 213, 219, 266 Высокий риск (10 баллов) ИП 15-25 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 3, 5
Должностного лица 15-25 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 110-130 100-200 или приостановление деятельности до 90 суток
44 Невыдача работникам средств индивидуальной защиты, которые относятся ко 2 классу по степени риска причинения вреда работнику. ст.ст.212, 221 Высокий риск (10 баллов) ИП 20-30 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 4, 5
Должностного лица 20-30 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 130-150 100-200 или приостановление деятельности до 90 суток
45 Невыдача средств индивидуальной защиты, не отнесенных ко 2 классу ст.ст.212, 221 Средний риск (5 баллов) ИП 20-30 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 4, 5
Должностного лица 20-30 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 130-150 100-200 или приостановление деятельности до 90 суток
46 Несоблюдение требований охраны труда при проведении работ ст.ст.211, 212 Высокий риск (10 баллов) ИП 2-5 или предупреждение 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 или предупреждение 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 50-80 100-200 или приостановление деятельности до 90 суток
47 Допуск к работе при наличии медицинских противопоказаний ст.212 Высокий риск (10 баллов) ИП 15-25 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 3, 5
Должностного лица 15-25 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 110-130 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
48 Несоблюдение требований к организации труда инвалидов ст.224 Выс��кий риск (8 баллов) ИП 2-5 10-20 ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 50-70
49 Непроведение оценки потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2013 Высокий риск (8 баллов) ИП 5-10 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица 5-10 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
50 Непроведение исследований и измерений всех вредных и (или) опасных производственных факторов ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2013 Высокий риск (8 баллов) ИП 5-10 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица 5-10 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
51 Нарушение порядка отнесения условий труда на рабочем месте к определенному классу по степени вредности и (или) опасности ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2013 Высокий риск (8 баллов) ИП 5-10 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица 5-10 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
52 Сокрытие страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ст.227 Средний риск (6 баллов) ИП ст. 15.34
Должностного лица 0,5-1
Юридического лица 5-10
53 Отсутствие службы охраны труда или должности специалиста по охране труда при численности работников более 50 человек ст.217 Средний риск (6 баллов) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
54 Несоблюдение порядка организации предварительных и (или) периодических медицинских осмотров ст.212 Средний риск (6 баллов) ИП 15-25 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 3, 5
Должностного лица 15-25 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 110-130 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
55 Нарушение порядка выдачи и учета СИЗ ст.212, приказ Минздравсоцразви тия РФ №290н от 12.01.2015 Средний риск (6 баллов) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
56 Нарушение правил обеспечения работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами ст.212 Средний риск (6 баллов) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
57 Невыполнением работодателем требований охраны труда по санитарно-бытовому обслуживанию и медицинскому обеспечению работников (*2) ст. 212, 223 Средний риск (6 баллов) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
58 Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований (*4) Ст.219, 266 Средний риск (5 баллов) ИП 15-25 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 3, 5
Должностного лица 15-25 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 110-130 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
59 Непроведение спецоценки условий труда, в том числе внеплановой спецоценки условий труда, в случаях предусмотренных статьей 17 ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013г. ст.212 Средний риск (5 баллов) ИП 5-10 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица 5-10 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
60 Нарушение периодичности проведения спецоценки условий труда ст.212 Средний риск (4 балла) ИП 5-10 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица 5-10 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
61 Неознакомление работников с результатами спецоценки условий труда ст.212 Средний риск (4 балла) ИП 5-10 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица 5-10 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
62 Проведение спецоценки условий труда комиссией ненадлежащего состава ст.212 Средний риск (4 балла) ИП 5-10 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица 5-10 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
63 Необеспечение работников, занятых на работах с вредными условиями труда молоком или другими равноценными пищевыми продуктами или не предоставление компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных ст.222 Низкий риск (1 балл) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
64 Нарушение процедуры расследования и учета несчастных случаев на производстве ст.227 Средний риск (4 балла) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
65 Отсутствие или ненадлежащее состояние документации по охране труда (журналов регистрации инструктажей, инструкций по охране труда, программ обучения, протоколов проверки знаний по охране труда, приказов и т.д.) ст.212 Средний риск (6 баллов) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
66 Нарушение правил передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в государственную инспекцию труда и (или) в государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2016 Низкий риск (1 балл) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
67 Неполный комплект нормативных правовых актов по охране труда с учетом специфики деятельности ст.212 Низкий риск (1 балл) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
68 Отсутствие комплекта нормативных правовых актов по охране труда с учетом специфики деятельности ст.212 Средний риск (6 баллов) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
69 Нарушение порядка проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда, инструктажей по охране труда, в том числе: несоблюдение периодичности проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда, инструктажей по охране труда; проведение обучения и проверки знаний требований охраны труда комиссией не надлежащего состава; проведение инструктажей лицом не прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда; не проведение стажировки на рабочем месте и т.д. ст.76 Средний риск (6 баллов) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
70 Несоблюдение требований по организации труда работников в возрасте до восемнадцати лет ст.265 Высокий риск (9 баллов) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
71 Несоблюдение требований по организации труда женщин, лиц с семейными обязанностями ст.ст.253, 254, 258 Средний риск (7 баллов) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
72 Запрет заемного труда ст.ст.56.1, 341.1, м Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
73 Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению ст. 55 Средний риск (7 баллов) ИП ст. 5.33
Должностного лица
Юридического лица 2-4
74 Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения ст. 54 Средний риск (5 баллов) ИП ст. 5.28
Должностного лица
Юридического лица 1-3
75 Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения ст. 54 Средний риск (5 баллов) ИП ст. 5.29
Должностного лица
Юридического лица 1-3
76 Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения ст. 40 Средний риск (5 баллов) ИП ст. 5.30
Должностного лица
Юридического лица 3-5

Контроль в области охраны труда осуществляют представители соответствующей службы. Для этого специалисты по безопасности труда:

  1. Проводят проверки:
    — оборудования, используемого на предприятии;
    — документов по охране труда;
    — наличия средств индивидуальной защиты;
    — качества обучения по охране труда.
  2. Анализируют возможные и существующие опасности.
  3. Составляют списки должностей, на которые необходимо разрабатывать инструкцию по ОТ.
  4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния вредных производственных факторов на сотрудников.
  5. Оказывают подразделениям методическую помощь по ОТ.
  6. Организовывают обучение сотрудников.
  7. Принимают участие в подготовке документов (приказов, инструкций и т.д.).
  8. Проводят вводные инструктажи.
  9. Хранят документы по охране труда.

Перечислим виды надзора за безопасностью труда в России:

  1. Государственный. Осуществляется профильными инспекциями, а также госорганами, которые наделены соответствующими полномочиями. Государственный контроль происходит на федеральном и местном уровнях.
  2. Ведомственный. Выполняется вышестоящими организациями. Речь идет о ведомствах, министерствах.
  3. Общественный. Осуществляется профсоюзными органами, фондами, партиями, СМИ и т.д. Главное отличие данного вида контроля заключается в максимальной открытости.

Если штат компании насчитывает менее 50 сотрудников, то решение о введении должности специалиста по ОТ принимает работодатель. Об этом четко говорится в Трудовом кодексе РФ.

Назначить на должность ответственного за обеспечение ОТ на предприятии можно:

  • руководителя предприятия;
  • специалиста или организацию на договоре ГПХ;
  • уполномоченного сотрудника (это может быть бухгалтер или кадровик).

Внимание! Чтобы один из сотрудников приступил к выполнению обязанностей специалиста по охране труда, работодатель должен издать соответствующий приказ.

Если штат компании насчитывает более 50 сотрудников, то в штатном расписании обязательно должна быть должность специалиста по охране труда или же выделена служба ОТ.

Служба охраны труда создается для выполнения следующих функций:

  • организация мероприятий, обеспечивающих выполнение норм ОТ;
  • контроль за соблюдением требований законодательства в области ОТ;
  • профилактические работы по предупреждению производственного травматизма.
Читайте также:  О регистрации в федеральной информационной адресной системе

Контроль условий труда на рабочих местах необходим для выявления:

  • вредных и опасных факторов, которые воздействуют на сотрудников;
  • соответствия условий на рабочих местах действующим нормативно-правовым актам;
  • соблюдения сотрудниками предприятия требований ОТ;
  • соблюдения ответственным за ОТ своих должностных обязанностей;
  • нарушений по охране труда.

Можно сделать вывод, что контроль состояния ОТ на рабочих местах осуществляют:

  • специалисты и руководители, на которых возложены соответствующие функциональные обязанности;
  • комиссия по охране труда;
  • служба ОТ/специалист по ОТ.

Ответы на часто задаваемые вопросы

  • Какие действия предпринять работодателю, если на предприятие пришли сотрудники ГИТ с проверкой?

Действуйте следующим образом:

  1. Убедитесь в том, что имя сотрудника ГИТ, который пришел с проверкой, указано в приказе-распоряжении.
  2. Если инспектор пришел в сопровождении экспертов, которые собираются проводить исследование используемых на производстве материалов, то убедитесь в том, что их имена занесены в приказ-распоряжение.
  3. Проконтролируйте срок проведения проверки. Согласно действующим нормативно-правовым актам, он не может превышать 20 рабочих дней.

Внимание! У работодателя есть право лишь один раз приостановить проверку.

  • Какие документы оформляются представителем ГИТ по результатам проверки?

Перечислим их:

  1. Акт проверки. Если работодатель не согласен с информацией, указанной в данном документе, то он может обжаловать его в течение 15 дней с момента оформления.
  2. Протокол об административном правонарушении.
  3. Предписание об устранении имеющихся нарушений в установленные сроки.
  4. Постановление о привлечении к административной ответственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *