Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Результаты проверок гит в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С начала июля 2021 года все контрольные и надзорные мероприятия Государственной инспекции труда (ГИТ) проводятся в соответствии с новым Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 года № 1230. В этом Положении большое значение придается профилактике правонарушений и риск-ориентированному подходу к формированию плана проверок ГИТ.
Мораторий на проведение проверок ГИТ в 2023 году
В 2023 году продолжает действовать мораторий на проведение контрольных мероприятий в отношении работодателей. Плановые проверки ГИТ может провести только в отношении организаций, имеющих категории чрезвычайно высокого и высокого риска. Плановая проверка также может пройти в отношении компаний, отнесенных к опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса (п. 11(3) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 с изменениями от 29.12.2022).
Поэтому, если ваша компания не относится к таким объектам, плановой проверки ГИТ в 2023 году не будет.
А что же касается внеплановых проверок? Ведь именно внеплановые проверки инспекторы ГИТ проводят по жалобам работников и большинство проверок работодателей проходит именно на внеплановой основе.
В 2023 году в отношении внеплановых проверок ГИТ действуют специальные правила. Исключать вероятность внеплановой проверки ГИТ в 2023 году не стоит. Но провести такую проверку инспекторы могут только в строго ограниченных случаях:
- если имеется угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
- по фактам причинения такого вреда гражданам;
- в случае истечения срока исполнения предписания о принятии мер по устранению нарушений, которые могут принести вред жизни или здоровью граждан.
Ограничения и требования, установленные законом для ГИТ
Не важно, плановая проводится проверка, или внеплановая, закон требует от инспекторов ГИТ соблюдения следующих правил:
Ограничение | Комментарий |
По срокам извещения о начале проведения проверки | Уведомление от ГИТ должно прийти на предприятие не позже, чем за 3 рабочих дня до приезда инспекторов. Уведомление происходит путем направления предпринимателю приказа или распоряжения о проведении проверки письмом (заказным, с уведомлением о вручении). Если проверка внеплановая, предупреждение должно поступить любым возможным способом за 24 часа до прихода инспекторов. |
По продолжительности проверки | Плановая или внеплановая проверка ГИТ может растянуться не более чем на 20 рабочих дней. Существует ограничение и по срокам проведения плановых выездных проверок — для субъекта малого бизнеса это максимум 50 часов в год, для микропредприятия — 15 часов. |
По запрашиваемым документам | Если документы, которые требует предъявить инспектор ГИТ, не относятся к предмету проверки, предприниматель не обязан их предъявлять (но перечня бумаг, которые необходимо показывать, законом не утверждено). |
Плановые проверки ГИТ
Плановые проверки трудовой инспекции известны заранее, Роструд выкладывает списки работодателей по регионам, которые попали на предстоящий год в число проверяемых. Планово проверяют компании, которые отнесли к высоко рисковым в вопросе соблюдения трудового права. Уже около пяти лет Роструд практикует риск-ориентированный подход.
Все работодатели разделены на 5 категорий риска по соблюдению ТК – согласно Постановлению Правительства от 17.08.2016 № 806. Риски делятся на высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. В зависимости от присвоенной предприятию категории зависит наличие и периодичность проверок трудовой инспекции.
Частота проверок ГИТ в зависимости от категории риска работодателя:
- высокий риск — проверка один раз в 2 года;
- значительный – проверка один раз в 3 года;
- средний – проверка не чаще одного раза в 5 лет;
- умеренный — проверка не чаще одного раза в 6 лет;
- низкий — плановые проверки не проводятся.
Категория риска присваивается ежегодно до 1 июля текущего года и применяется в следующем календарном году. Списки высокорискованных предприятий Роструд размещает в открытом доступе у себя на сайте. Если организации нет в списках, можно запросить информацию по предприятию и узнать свою категорию риска, ведомство должно прислать ответ в течение 15 рабочих дней.
Какие факты повышают категорию риска:
- смертельный травматизм,
- тяжелый травматизм,
- задолженностей по зарплате,
- наличие действующих постановлений об административных правонарушениях трудового законодательства (ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП).,
На категорию риска влияют не только проблемные факторы, но и вполне нейтральные, например, число работников, вид экономической деятельности предприятия и др.
В случае несогласия с присвоенной категорией риска, работодатель имеет право подать в Роструд заявление об изменении категории риска. Основанием должно стать отсутствие риск-факторов в течение одного или нескольких минувших лет. Решение по заявлению должно быть принято трудовым инспектором в течение 5 рабочих дней.
О проведении плановой проверки должны уведомить не меньше чем за три рабочих дня заказным письмом или электронным документом. В уведомлении указывается дата и место проведения проверки. Также обозначаются вопросы, по которым при проверке будет оцениваться соблюдение трудового законодательства.
Важно: мораторий на проведение плановых проверок продлен на 2023 год. «Трудовые» проверки стоят на стопе, однако, если в инспекции появится информации о фактах угрозы жизни и здоровью сотрудников, ГИТ, согласовав визит с прокуратурой, придет с проверкой.
Причины, по которым работники жалуются в трудовую инспекцию:
- 25% — задерживают зарплату,
- 21% — не выплачен расчет при увольнении,
- 8% — незаконные увольнения,
- 4 % — произведены удержания из заработной платы,
- 17% — иное нарушение трудовых прав.
Самые популярные темы консультаций работников в трудовой онлайн-инспекции:
- 16 % — увольнение,
- 13 % — заработная плата,
- 11 % — охрана труда,
- 10 % — гарантии и условия труда отдельных категорий работников,
- 9 % — время отдыха.
Что такое риск-ориентированный подход
Мы уже упоминали, что до 1 июля 2021 года проверке по спискам контрольных вопросов, содержащихся в проверочных листах трудовой инспекции, подвергаются только фирмы и ИП, которые относятся к категории умеренного риска, а с 1 июля – все остальные. Таким образом применяется подход, который основан на степени рисков (ч. 1 ст. 8.1 ФЗ «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294). Разберемся, что это такое.
Метод состоит в том, что проверяющие используют систему градации рисков при проверке. Такая градация зависит от того, насколько серьезную опасность может повлечь несоблюдение обязательных требований. Определяет категорию опасности организаций и ИП именно ГИТ, используя правила, утвержденные Постановлением Правительства от 17.08.2016 № 806. От категории риска зависит в том числе количество возможных плановых проверок.
В области трудового законодательства применяется следующая градация рисков:
- Высокий. Для таких проверяемых возможна только одна проверка в 2 года.
- Значительный. Возможна одна проверка за 3 года.
- Средний. Возможна одна проверка за 5 лет.
- Умеренный. Возможна одна проверка за 6 лет.
- Низкий. Плановые проверки вообще не проводятся.
Отберите чек-листы, которые будете использовать для самоконтроля
Чек-листы применяют в зависимости от специфики компании и категорий сотрудников. Например, если у вас не работают несовершеннолетние, то и проверочный лист по ним не понадобится. Выбирайте только те чек-листы, которые соответствуют вашей компании. Чек-листы по проверке приема или оформлению трудовых договоров пригодятся всем компаниям.
Если решите внести дополнительные сведения в проверочные листы, это не будет ошибкой. Можете оформить таблицу с вопросами, как вам удобно, удалить или добавить вопросы. Но если полностью измените чек-листы, то рискуете не заметить ошибки в документах.
В проверочных листах есть основные вопросы, на которые нужно ответить. Примеры утверждений из разных чек-листов – в таблице ниже. Если согласны с утверждением – ошибки нет и можете переходить к следующему пункту. Если нашли нарушение – отметьте его в чек-листе, чтобы потом исправить недочеты.
Кого проверяют с использованием листов проверки
С 1 июля 2021 года Роструд, как федеральный орган, и ГИТ (территориальные органы), проверяют любые организации. Это значит, что компания может быть проверена вне зависимости от того, к какой организационно-правовой форме она относится (ООО, ПАО, и т.д.). Что касается ИП, то проверяются любые предприниматели, в подчинении которых есть наемные работники. Напомним, что до июля 2021 года закон не предусматривает возможность проверки организаций и ИП, которые отнесены к любым другим категориям, помимо категории умеренного риска.
И разумеется, проверка с использованием чек листов может ожидать лишь те фирмы и тех ИП, которые включены в план проверочных мероприятий ГИТ по проверочным листам на 2021 год. При внеплановых проверках они не используются.
Освобождение от плановых проверок ГИТ в 2022 году
С 8 марта 2022 года вступает в силу Закон № 46-ФЗ о поддержке бизнеса и граждан в условиях внешнего санкционного давления. В числе прочего он изменяет ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ, которая устанавливает особенности проведения надзорных проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно поправкам МСП освобождаются до конца 2022 года от плановых визитов государственных инспекторов, но с ограничениями. Предприниматели с присвоенной категорией риска под «индульгенцию» не попадают.
Справочно. Работодатели без присвоенной категории риска относятся к низкой категории. По ним плановые проверки не проводятся.
По Закону 46-ФЗ повезло только аккредитованным ИТ-компаниям. По закону № 46-ФЗ они освобождаются от плановых проверок без всяких условий до 31 декабря 2024 года.
Однако Правительство РФ продлило в 2022 году мораторий на плановые проверки трудовой инспекции для всех предпринимателей. Смотрите Постановление от 10.03.2022 № 336. От внеплановых проверок, например, по жалобе работника, ПП 336 не освобождает.
Основы общероссийского генерального плана проверок
Этот план составляется с целью информирования субъектов бизнеса о проводимых в 2023 году контрольных мероприятиях. Учитывая то, что на 2022 год был введён мораторий на всевозможные проверки, то такое информирование позволит предпринимателям более детально подготовиться к проводимым действиям государственных органов.
Мероприятия проверочного плана могут проводить различные государственные органы:
- Государственная инспекция труда РФ;
- органы лицензирования;
- Федеральная антимонопольная служба РФ;
- Управление МЧС РФ;
- органы Роспотребнадзора;
- и многие другие, всего в законодательстве отражены 40 контролирующих органов в Российской Федерации.
Прокуратурой РФ составляется сводный график мероприятий, с учётом данных всех проверяющих организаций.
В плане на 2023 год чётко определяются параметры проводимых проверок:
- субъекты проверки;
- время проведения проверки;
- место проведения проверки;
- направленность проверки
Проверяющие и контролирующие органы должны неукоснительно исполнять все указанные в графике требования. Отступления от них, а также незаявленные проверки недопустимы.
Надзорные каникулы для МСБ
Для малого и среднего бизнеса в 2021 году предусмотрены надзорные «каникулы». Проверки ГИТ проводиться не будут (от 01.04.2020 №98-ФЗ). Но есть исключения. Если жизни или здоровью работников что-то угрожает, либо инцидент уже случился — прихода инспектора избежать не удастся. Также следует ждать комиссию, если возникнет чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера.
Плановые проверки возможны для предприятия и ИП, если (ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ):
- им присвоен определенный класс риска;
- они работают в сфере здравоохранения, науки или образования;
- в течение предыдущих 3 лет были у них штрафы за грубое нарушение КоАП РФ;
- они работают по лицензии;
- они подпадают под госнадзор в области использования атомной энергии, радиационной безопасности, контроля качества работы аудиторских компаний и защиты гостайны.
До окончания срока (обычно это последние дни) проверяющий инспектор по труду составляет:
- Акт проверки в двух экземплярах (Приказ Минэкономразвития № 141). Его вам выдают под подпись о вручении, если вы с чем-то не согласны, можете указать свои замечания. Если у вас нет возможности явиться в ГИТ за актом, вам его вышлют почтой.
- Предписание об устранении нарушений. Если у вас все прошло без замечаний, то такой документ не получите, в противном случае инспектор укажет там свои замечания с отсылками на пункт и статью НПА, по которой было нарушение, с последующей проверкой выполнения. Рекомендую внимательно проверять соответствие указанных пунктов реалиям вашей организации, инспектор ведь тоже человек, может и ошибиться.
- Протокол об административном правонарушении, вместе с ним готовится постановление о назначении административного наказания, в котором будет указана сумма штрафа. Привлечь к ответственности, помимо юридического лица, могут и должностные.
Даже в своей практике я частенько видела, что представители организации не согласны с выписанными замечаниями и хотят их обжаловать. Обжалование акта проверки инспекции труда – обычное дело, вы можете обратиться в суд с жалобой в течение 10 календарных дней со дня получения списка нарушений (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).
Если же вы со всеми выписанными замечаниями согласны, подготовьте мероприятия по выполнению предписания, укажите сроки и ответственных лиц, подпишите руководителем организации, а затем отправьте инспектору.
Проверки государственной инспекции труда можно разделить на несколько видов:
- Плановые — проводятся в соответствии с общим планом проверок надзорных органов, который публикуется в конце года на сайте Прокуратуры на будущий год. Открыв план проверок ГИТ, вы можете найти предстоящие визиты инспектора, причем не только Государственной инспекции по труду, а также и других ведомств. Зная, в каком месяце предстоит встреча, есть возможность оперативно подготовиться или же проверить себя. Также в плане проверок ГИТ вы сможете узнать какого вида проверка будет и сколько дней она будет проходить.
- Внеплановые — приходят в организацию неожиданно. Обычно проводится по определённой теме, например, изучается своевременность выплаты заработной платы. В таком случае инспекторы смогут запросить у вас только те документы, которые относятся к этой теме. Выходить за рамки темы они не имеют права. Если же тема проверки — соблюдение трудового законодательства, то придётся предоставить практически все документы по учёту кадров и расчётов с персоналом.
- Документарные — в этом случае к вам инспектор не приезжает, а просто запрашивает необходимые ему документы. Получив запрос необходимо подготовить копии документов, заверить их — и в течение 10 дней отправили в ГИТ.
- Выездные — в организацию приезжает «ревизор» и помимо документов смотрит в каких условиях работают люди.
На что обратить внимание перед проверкой ГИТ?
1) Специальная оценка условий труда. Её должны проводить все работодатели, включая индивидуальных предпринимателей, в отношении всех работников, кроме надомников и работающих дистанционно.
2) Охрана труда. В каждой организации должны быть разработаны документы по охране труда, сотрудники обязаны пройти обучение, а на их рабочих местах должны быть оценены профессиональные риски.
3) Трудовой договор. Получите на своем экземпляре трудового договора подпись работника о том, что ему выдали его экземпляр. Включите в договор обязательные условия: место работы, трудовую функцию, дату начала работы, условия оплаты, режим труда и отдыха, условия труда на рабочем месте на основании СОУТ, гарантии и компенсации условие об обязательном социальном страховании работника.
4) Заработная плата. Выплачивайте зарплату не реже, чем каждые полмесяца. Не устанавливайте оплату труда ниже МРОТ.
5) Приём на работу и увольнение.
Организация плановых проверок
Плановые проверки выполняются с соблюдением установленного графика, который утверждается заранее. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 ежегодный план должен быть утвержден до 31 декабря года, предшествующего проведению контроля. Этот план должен быть согласован с Генеральной прокуратурой РФ. После его окончательного утверждения план проведения контроля соблюдения требований трудового законодательства размещается в открытом доступе на сайте прокуратуры, Роструда и самого контролирующего ведомства. Территориальные подразделения ГИТ публикуют планы проверок по конкретным субъектам Федерации на соответствующих региональных порталах инспекции.
Составление плана осуществляется в соответствии с правилами, описанными в постановлении Правительства от 1 сентября 2012 года N 875. Сейчас в Российской Федерации в области государственного контроля применяются принципы риск-ориентированного подхода. Он предполагает, что деятельность по организации проверок коммерческих компаний осуществляется с учетом степени риска нарушения ими требований трудового законодательства. Для определения этой степени принимаются во внимание три основных критерия:
- добросовестность работодателя в отношении соблюдения трудовых прав работников. Обнаружение факта таких нарушений снижает этот показатель вплоть до нуля;
- потенциальная степень вреда здоровью работников, обусловленная особенностями производства в отрасли. Этот показатель рассчитывается отдельно для каждой сферы деятельности;
- вероятность распространения негативных последствий. Указанный критерий зависит от численности сотрудников предприятия.
На основании перечисленных параметров компании присваивается определенная категория риска.
Таблица штрафов трудовой инспекции
№ п/п | Правонарушение | Статья ТК, содержащая требования | Категория нарушения | Штраф, тыс.р | Штраф тза повторное нарушение, тыс.р |
Статья | |
1 | Уклонение от заключения трудового договора | ст.ст.16, 19.1, 67 | Высокий риск (10 баллов) | ИП | 5-10 | 30-40 | ст. 5.27 ч. 4,5 |
Должностного лица | 10-20 | дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 50-100 | 100-200 | |||||
2 | Заключение вместо трудового гражданско-правового договора | ст.15 | Высокий риск (10 баллов) | ИП | 5-10 | 30-40 | ст. 5.27 ч.4, 5 |
Должностного лица | 10-20 | дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 50-100 | 100-200 | |||||
3 | Фактический допуск сотрудника к работе лицом, которое не уполномочено на это работодателем | ст.67.1 | Высокий риск (8 баллов) | ИП | — | — | ст. 5.27 ч. 3,5 |
Должностного лица | 10-20 | дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | — | — | |||||
4 | Ненадлежащее оформление трудового договора (за исключением условий оплаты труда) | ст.67 | Средний риск (6 баллов) | ИП | 5-10 | 30-40 | ст. 5.27 ч. 4,5 |
Должностного лица | 10-20 | дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 50-100 | 100-200 | |||||
5 | Несоблюдение процедуры оформления трудового договора | ст.57 | Низкий риск (3 балла) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
6 | Нарушение порядка ведения трудовых книжек | ст.ст.65,66, 309 | Низкий риск (1 балл) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
7 | Несоблюдение порядка увольнения работника в случае, когда организация ликвидируется или прекращает деятельность, сокращает численность или штат работников | ст. 81 | Высокий риск (10 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
8 | Расторжение трудового договора с нарушениями | ст.ст.71, 77, 79, 80, 81, 82, 127, 180, 269, 29, 296, 327.6, 384,12 373, 83, 84, | Средний риск (6 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
9 | Несоблюдение порядка привлечения к работе водителей автомобилей в выходные дни и праздничные дни, к сверхурочной работе или работе ночью | ст.ст.96, 99 | Высокий риск (10 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
10 | Нарушение порядка привлечения к работе в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе ночью членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ | ст.ст.96, 99 | Высокий риск (10 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
11 | Непредоставление междусменного отдыха водителю автомобиля | ст. 103 | Высокий риск (10 баллов) | ИП | 3-4 | — | ст. 14.1 ч. 3 |
Должностного лица | 3-4 | — | |||||
Юридического лица | 30-40 | — | |||||
12 | Нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношение лиц в возрасте до восемнадцати лет | ст.ст.96, 99, 268 | Высокий риск (7 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
13 | Установление продолжительности рабочего времени в неделю или за учетный период сверх определенной законодательно нормы | ст.ст. 91, 92, 104, 173, 174, 176, 320, 333, 350, | Высокий риск (7 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
14 | Непредоставление междусменного отдыха работнику, за исключением водителей автомобилей | ст. 103 | Высокий риск (7 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
15 | Нарушение порядка привлечения к работе женщин и лиц с семейными обязанностями в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе ночью | ст.ст.96, 99, 259 | Средний риск (6 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
16 | Нарушение процедуры привлечения к работе в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе ночью, за исключением женщин, лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов, водителей автомобиля, членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации | ст.ст.96,99 | Средний риск (5 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
17 | Нарушение порядка привлечения инвалидов к работе в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время | ст.ст.96,99 | Средний риск (5 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
18 | Установление продолжительности ежедневной работы (смены) сверх определенной законодательно нормы, кроме случаев суммированного учета рабочего времени | ст.ст. 94, 95, 96, 104 | Средний риск (5 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
19 | Несоблюдение правил учета фактически отработанного работником времени | ст.ст. 91, 99, 109, 300 | Высокий риск (8 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
20 | Несоблюдение порядка учета рабочего времени | ст.ст. 91, 99, 109, 300 | Средний риск (5 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
21 | Непредоставление дополнительного отпуска | ст.116 | Высокий риск (10 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
22 | Непредоставление выходных дней водителю автомобиля | ст.110 | Высокий риск (10 баллов) | ИП | 3-4 | — | ст. 14.1 ч. 3 |
Должностного лица | 3-4 | — | |||||
Юридического лица | 30-40 | — | |||||
23 | Непредоставление выходных дней работнику, за исключением водителей автомобилей | ст.110 | Высокий риск (8 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
24 | Непредоставление перерывов для обогревания и отдыха | ст.109 | Высокий риск (7 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
25 | Нарушение порядка предоставления отпуска | ст.114 | Средний риск (6 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
26 | Непредоставление перерывов для отдыха и питания | ст.108 | Средний риск (6 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
27 | Нарушение сроков и/или порядка утверждения графика отпусков | ст. 120 | Низкий риск (2 балла) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | ||||||
28 | Невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором заработной платы | ч.6 ст.136 | Высокий риск (10 баллов) | ИП | 1-5 | 10-30 | ст. 5.27 ч.6, 7 |
Должностного лица | 10-20 | 20-30 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-100 | |||||
29 | Выплата заработной платы ниже МРОТ | ч.3 ст.133 | Высокий риск (10 баллов) | ИП | 1-5 | 10-30 | ст. 5.27 ч.6, 7 |
Должностного лица | 10-20 | 20-30 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-100 | |||||
30 | Нарушение порядка оплаты за работу в выходные и праздничные дни | ст.153 | Высокий риск (8 баллов) | ИП | 1-5 | 10-30 | ст. 5.27 ч.6, 7 |
Должностного лица | 10-20 | 20-30 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-100 | |||||
31 | Выплата заработка не в полном размере | ч.6 ст.136 | Высокий риск (7 баллов) | ИП | 1-5 | 10-30 | ст. 5.27 ч.6, 7 |
Должностного лица | 10-20 | 50-100 | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-100 | |||||
32 | Неоплата сверхурочной работы | ст.152 | Высокий риск (7 баллов) | ИП | 1-5 | 10-30 | ст. 5.27 ч.6, 7 |
Должностного лица | 10-20 | 20-30 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-100 | |||||
33 | Нарушение срока выдачи расчета при увольнении | ст.140 | Средний риск (6 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
34 | Нарушение срока оплаты отпуска | ч.9 ст.136 | Средний риск (6 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
35 | Нарушение порядка оплаты за работу в ночное время | ст.154 | Средний риск (6 баллов) | ИП | 1-5 | 10-30 | ст. 5.27 ч.6, 7 |
Должностного лица | 10-20 | 20-30 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-100 | |||||
36 | Сроки выплаты заработной платы не установлены | ст.136 | Средний риск (6 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
37 | Нарушение срока выплаты заработной платы | ч.6 ст.136 | Средний риск (5 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
38 | Невыдача расчетного листка работнику | ст.136 | Низкий риск (1 балл) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
39 | Невыплата выходного пособия по ст. 178 ТК РФ | ст.178 | Высокий риск (9 баллов) | ИП | 1-5 | 10-30 | ст. 5.27 ч.6, 7 |
Должностного лица | 10-20 | 20-30 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-100 | |||||
40 | Невыплата среднего заработка за время прохождения обязательного медосмотра | ст. 185 | Средний риск (6 баллов) | ИП | 1-5 | 10-30 | ст. 5.27 ч.6, 7 |
Должностного лица | 10-20 | 20-30 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-100 | |||||
41 | Нарушение порядка применения дисциплинарных взысканий | ст.193 | Средний риск (6 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
42 | Допуск к работе без обучения и проверки знаний по охране труда | ст.ст.212, 225 | Высокий риск (10 баллов) | ИП | 15-25 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 3, 5 |
Должностного лица | 15-25 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 110-130 | 100-200 или приостановление деятельности до 90 суток | |||||
43 | Допуск к работе без прохождения предварительного или периодического медосмотров, обязательных медосмотров в начале рабочего дня (смены) | ст.ст.69, 212, 213, 219, 266 | Высокий риск (10 баллов) | ИП | 15-25 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 3, 5 |
Должностного лица | 15-25 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 110-130 | 100-200 или приостановление деятельности до 90 суток | |||||
44 | Невыдача работникам средств индивидуальной защиты, которые относятся ко 2 классу по степени риска причинения вреда работнику. | ст.ст.212, 221 | Высокий риск (10 баллов) | ИП | 20-30 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 4, 5 |
Должностного лица | 20-30 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 130-150 | 100-200 или приостановление деятельности до 90 суток | |||||
45 | Невыдача средств индивидуальной защиты, не отнесенных ко 2 классу | ст.ст.212, 221 | Средний риск (5 баллов) | ИП | 20-30 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 4, 5 |
Должностного лица | 20-30 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 130-150 | 100-200 или приостановление деятельности до 90 суток | |||||
46 | Несоблюдение требований охраны труда при проведении работ | ст.ст.211, 212 | Высокий риск (10 баллов) | ИП | 2-5 или предупреждение | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 1, 5 |
Должностного лица | 2-5 или предупреждение | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 50-80 | 100-200 или приостановление деятельности до 90 суток | |||||
47 | Допуск к работе при наличии медицинских противопоказаний | ст.212 | Высокий риск (10 баллов) | ИП | 15-25 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 3, 5 |
Должностного лица | 15-25 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 110-130 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
48 | Несоблюдение требований к организации труда инвалидов | ст.224 | Выс��кий риск (8 баллов) | ИП | 2-5 | 10-20 | ст. 5.27.1 ч. 1, 5 |
Должностного лица | 2-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 50-70 | |||||
49 | Непроведение оценки потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах | ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2013 | Высокий риск (8 баллов) | ИП | 5-10 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 2, 5 |
Должностного лица | 5-10 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
50 | Непроведение исследований и измерений всех вредных и (или) опасных производственных факторов | ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2013 | Высокий риск (8 баллов) | ИП | 5-10 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 2, 5 |
Должностного лица | 5-10 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
51 | Нарушение порядка отнесения условий труда на рабочем месте к определенному классу по степени вредности и (или) опасности | ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2013 | Высокий риск (8 баллов) | ИП | 5-10 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 2, 5 |
Должностного лица | 5-10 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
52 | Сокрытие страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | ст.227 | Средний риск (6 баллов) | ИП | — | — | ст. 15.34 |
Должностного лица | 0,5-1 | — | |||||
Юридического лица | 5-10 | — | |||||
53 | Отсутствие службы охраны труда или должности специалиста по охране труда при численности работников более 50 человек | ст.217 | Средний риск (6 баллов) | ИП | 2-5 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 1, 5 |
Должностного лица | 2-5 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
54 | Несоблюдение порядка организации предварительных и (или) периодических медицинских осмотров | ст.212 | Средний риск (6 баллов) | ИП | 15-25 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 3, 5 |
Должностного лица | 15-25 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 110-130 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
55 | Нарушение порядка выдачи и учета СИЗ | ст.212, приказ Минздравсоцразви тия РФ №290н от 12.01.2015 | Средний риск (6 баллов) | ИП | 2-5 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 1, 5 |
Должностного лица | 2-5 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
56 | Нарушение правил обеспечения работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами | ст.212 | Средний риск (6 баллов) | ИП | 2-5 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 1, 5 |
Должностного лица | 2-5 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
57 | Невыполнением работодателем требований охраны труда по санитарно-бытовому обслуживанию и медицинскому обеспечению работников (*2) | ст. 212, 223 | Средний риск (6 баллов) | ИП | 2-5 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 1, 5 |
Должностного лица | 2-5 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
58 | Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований (*4) | Ст.219, 266 | Средний риск (5 баллов) | ИП | 15-25 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 3, 5 |
Должностного лица | 15-25 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 110-130 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
59 | Непроведение спецоценки условий труда, в том числе внеплановой спецоценки условий труда, в случаях предусмотренных статьей 17 ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013г. | ст.212 | Средний риск (5 баллов) | ИП | 5-10 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 2, 5 |
Должностного лица | 5-10 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
60 | Нарушение периодичности проведения спецоценки условий труда | ст.212 | Средний риск (4 балла) | ИП | 5-10 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 2, 5 |
Должностного лица | 5-10 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
61 | Неознакомление работников с результатами спецоценки условий труда | ст.212 | Средний риск (4 балла) | ИП | 5-10 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 2, 5 |
Должностного лица | 5-10 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
62 | Проведение спецоценки условий труда комиссией ненадлежащего состава | ст.212 | Средний риск (4 балла) | ИП | 5-10 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 2, 5 |
Должностного лица | 5-10 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
63 | Необеспечение работников, занятых на работах с вредными условиями труда молоком или другими равноценными пищевыми продуктами или не предоставление компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных | ст.222 | Низкий риск (1 балл) | ИП | 2-5 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 1, 5 |
Должностного лица | 2-5 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
64 | Нарушение процедуры расследования и учета несчастных случаев на производстве | ст.227 | Средний риск (4 балла) | ИП | 2-5 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 1, 5 |
Должностного лица | 2-5 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
65 | Отсутствие или ненадлежащее состояние документации по охране труда (журналов регистрации инструктажей, инструкций по охране труда, программ обучения, протоколов проверки знаний по охране труда, приказов и т.д.) | ст.212 | Средний риск (6 баллов) | ИП | 2-5 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 1, 5 |
Должностного лица | 2-5 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
66 | Нарушение правил передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в государственную инспекцию труда и (или) в государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда | ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2016 | Низкий риск (1 балл) | ИП | 2-5 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 1, 5 |
Должностного лица | 2-5 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
67 | Неполный комплект нормативных правовых актов по охране труда с учетом специфики деятельности | ст.212 | Низкий риск (1 балл) | ИП | 2-5 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 1, 5 |
Должностного лица | 2-5 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
68 | Отсутствие комплекта нормативных правовых актов по охране труда с учетом специфики деятельности | ст.212 | Средний риск (6 баллов) | ИП | 2-5 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 1, 5 |
Должностного лица | 2-5 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
69 | Нарушение порядка проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда, инструктажей по охране труда, в том числе: несоблюдение периодичности проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда, инструктажей по охране труда; проведение обучения и проверки знаний требований охраны труда комиссией не надлежащего состава; проведение инструктажей лицом не прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда; не проведение стажировки на рабочем месте и т.д. | ст.76 | Средний риск (6 баллов) | ИП | 2-5 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 1, 5 |
Должностного лица | 2-5 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
70 | Несоблюдение требований по организации труда работников в возрасте до восемнадцати лет | ст.265 | Высокий риск (9 баллов) | ИП | 2-5 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 1, 5 |
Должностного лица | 2-5 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
71 | Несоблюдение требований по организации труда женщин, лиц с семейными обязанностями | ст.ст.253, 254, 258 | Средний риск (7 баллов) | ИП | 2-5 | 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток | ст. 5.27.1 ч. 1, 5 |
Должностного лица | 2-5 | 30-40 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 60-80 | 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток | |||||
72 | Запрет заемного труда | ст.ст.56.1, 341.1, м | Средний риск (6 баллов) | ИП | 1-5 | 10-20 | ст. 5.27 ч. 1, 2 |
Должностного лица | 1-5 | 10-20 или дисквалификация на 1-3 года | |||||
Юридического лица | 30-50 | 50-70 | |||||
73 | Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению | ст. 55 | Средний риск (7 баллов) | ИП | — | — | ст. 5.33 |
Должностного лица | — | — | |||||
Юридического лица | 2-4 | — | |||||
74 | Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения | ст. 54 | Средний риск (5 баллов) | ИП | — | — | ст. 5.28 |
Должностного лица | — | — | |||||
Юридического лица | 1-3 | — | |||||
75 | Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения | ст. 54 | Средний риск (5 баллов) | ИП | — | — | ст. 5.29 |
Должностного лица | — | — | |||||
Юридического лица | 1-3 | — | |||||
76 | Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения | ст. 40 | Средний риск (5 баллов) | ИП | — | — | ст. 5.30 |
Должностного лица | — | — | |||||
Юридического лица | 3-5 | — |
Контроль в области охраны труда осуществляют представители соответствующей службы. Для этого специалисты по безопасности труда:
- Проводят проверки:
— оборудования, используемого на предприятии;
— документов по охране труда;
— наличия средств индивидуальной защиты;
— качества обучения по охране труда. - Анализируют возможные и существующие опасности.
- Составляют списки должностей, на которые необходимо разрабатывать инструкцию по ОТ.
- Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния вредных производственных факторов на сотрудников.
- Оказывают подразделениям методическую помощь по ОТ.
- Организовывают обучение сотрудников.
- Принимают участие в подготовке документов (приказов, инструкций и т.д.).
- Проводят вводные инструктажи.
- Хранят документы по охране труда.
Перечислим виды надзора за безопасностью труда в России:
- Государственный. Осуществляется профильными инспекциями, а также госорганами, которые наделены соответствующими полномочиями. Государственный контроль происходит на федеральном и местном уровнях.
- Ведомственный. Выполняется вышестоящими организациями. Речь идет о ведомствах, министерствах.
- Общественный. Осуществляется профсоюзными органами, фондами, партиями, СМИ и т.д. Главное отличие данного вида контроля заключается в максимальной открытости.
Если штат компании насчитывает менее 50 сотрудников, то решение о введении должности специалиста по ОТ принимает работодатель. Об этом четко говорится в Трудовом кодексе РФ.
Назначить на должность ответственного за обеспечение ОТ на предприятии можно:
- руководителя предприятия;
- специалиста или организацию на договоре ГПХ;
- уполномоченного сотрудника (это может быть бухгалтер или кадровик).
Внимание! Чтобы один из сотрудников приступил к выполнению обязанностей специалиста по охране труда, работодатель должен издать соответствующий приказ.
Если штат компании насчитывает более 50 сотрудников, то в штатном расписании обязательно должна быть должность специалиста по охране труда или же выделена служба ОТ.
Служба охраны труда создается для выполнения следующих функций:
- организация мероприятий, обеспечивающих выполнение норм ОТ;
- контроль за соблюдением требований законодательства в области ОТ;
- профилактические работы по предупреждению производственного травматизма.
Контроль условий труда на рабочих местах необходим для выявления:
- вредных и опасных факторов, которые воздействуют на сотрудников;
- соответствия условий на рабочих местах действующим нормативно-правовым актам;
- соблюдения сотрудниками предприятия требований ОТ;
- соблюдения ответственным за ОТ своих должностных обязанностей;
- нарушений по охране труда.
Можно сделать вывод, что контроль состояния ОТ на рабочих местах осуществляют:
- специалисты и руководители, на которых возложены соответствующие функциональные обязанности;
- комиссия по охране труда;
- служба ОТ/специалист по ОТ.
Ответы на часто задаваемые вопросы
- Какие действия предпринять работодателю, если на предприятие пришли сотрудники ГИТ с проверкой?
Действуйте следующим образом:
- Убедитесь в том, что имя сотрудника ГИТ, который пришел с проверкой, указано в приказе-распоряжении.
- Если инспектор пришел в сопровождении экспертов, которые собираются проводить исследование используемых на производстве материалов, то убедитесь в том, что их имена занесены в приказ-распоряжение.
- Проконтролируйте срок проведения проверки. Согласно действующим нормативно-правовым актам, он не может превышать 20 рабочих дней.
Внимание! У работодателя есть право лишь один раз приостановить проверку.
- Какие документы оформляются представителем ГИТ по результатам проверки?
Перечислим их:
- Акт проверки. Если работодатель не согласен с информацией, указанной в данном документе, то он может обжаловать его в течение 15 дней с момента оформления.
- Протокол об административном правонарушении.
- Предписание об устранении имеющихся нарушений в установленные сроки.
- Постановление о привлечении к административной ответственности.