Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица налоговые резиденты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица налоговые резиденты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Налоговые вычеты не относятся к льготам. По словам юриста Владислава Кима, нет единого мнения относительно правовой природы такой категории, это иной инструмент снижения налогового бремени, предусмотренный исключительно по налогу на доходы физических лиц. Регулирование вопроса о вычетах по НДФЛ сосредоточено в ст. ст. 218 – 222 НК РФ. Согласно этим статьям, можно выделить семь типов вычетов:

  • стандартный (на детей и самого налогоплательщика);

  • социальный (на лечение, обучение);

  • имущественный (на приобретение жилья);

  • инвестиционный;

  • вычет при переносе на будущее убытков от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;

  • вычет при переносе на будущее убытков от участия в инвестиционном товариществе;

  • профессиональный вычет.

Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества

Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10

Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.

Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.

С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.

В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.

Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.

Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.

Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения

Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.

Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.

В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.

Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.

В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.


Кто должен платить налоги в России со своих доходов (НДФЛ)?

Налоговый кодекс Российской Федерации («НК РФ») определяет две категории налогоплательщиков НДФЛ:

  1. Резиденты России; и
  2. Нерезиденты России.

Резиденты платят НДФЛ (13% по общему правилу) со всех своих доходов от источников по всему миру.

Нерезиденты платят НДФЛ (30% по общему правилу, исключения см. в следующих разделах) только с доходов от источников в России, перечисленных в ст. 208 НК РФ. К ним, например, относятся:

  1. Дивиденды и проценты от российских организаций, российских индивидуальных предпринимателей, иностранных организаций в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
  2. Страховые выплаты;
  3. Доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
  4. Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, и т.д.

Ставки налога на имущество физических лиц

С помощью данной ставки вычисляют сумму налога на имущество.
Налоговая ставка — это процент от налоговой базы, а налоговая база в свою очередь — стоимость объекта налогообложения, которую определяют государственные органы. Эта стоимость может быть инвентаризационная или кадастровая, знать их различия не обязательно, поскольку все данные указаны в уведомлении от налоговой. Важно лишь проверить ее перед оплатой.

Существуют базовые ставки налогообложения для физических лиц, которые задает государство.

  1. Жилой дом, квартира, комната/гараж — 0,1% от стоимости
  2. Все остальное — 0,5%
  3. За объекты дороже 300 млн рублей — 2%

Налоговая сообщает о переходе на кадастровую стоимость

До 2014 года за налоговую базу брали исключительно инвентаризационную стоимость, но считается, что данная система исчисления налога — устаревшая схема, которая учитывает изначальную стоимость и износ.

Инвентаризационная стоимость объекта налогообложения никак не связана с рыночной, поскольку ее определяло специализированное БТИ (бюро технической инвентаризации).

Начиная с 2015 года для расчета налога на имущество стали использовать кадастровую стоимость — цену объекта налогообложения, рассчитанную по схеме Росреестра. Эта цена оказывается намного ближе к рыночной, а оценивают объекты уполномоченные Росреестром сотрудники.

Узнать кадастровую стоимость объекта можно четырьмя способами:

  • в личном кабинете Росреестра;
  • в личном кабинете ФНС;
  • через налоговый калькулятор на сайте ФНС/на публичной кадастровой карте;
  • в налоговых уведомлениях за соответствующие годы;

Расчет по инвентаризационной стоимости

Несмотря на то, что данная система считается устаревшей, в некоторых регионах все еще берут налог по инвентаризационной стоимости. В остальных регионах его просто вычисляют, чтобы затем подставить в формулу для снижения имущественного налога уже по кадастровой стоимости.

Читайте также:  Пенсия по потере кормильца в 2023 году сумма размер Тверь

Инвентаризационная стоимость тоже рассчитывает налоговая. Формула расчета похожа, только за налоговую базу берут не кадастровую, а инвентаризационную стоимость, умноженную на коэффициент-дефлятор. Коэффициент-дефлятор устанавливает правительство. Налоговые вычеты не применяются.

Н = И × КД × С × КПВ × Д, где

Н — сумма налога на имущество,
И — инвентаризационная стоимость объекта,
КД — коэффициент-дефлятор,
С — ставка налога на имущество в регионе для этого объекта
КПВ — коэффициент периода владения,
Д — размер доли собственности в объекте.

Пример расчета

  1. Посчитаем налог на имущество по инвентаризационной стоимости, например, для самарской квартиры. Самарская область перешла на учет по кадастру в 2016 году, поэтому последний период для расчета по инвентаризационной стоимости — 2015 год. Инвентаризационная стоимость — 230 000 Р. Коэффициент-дефлятор в 2015 году — 1,147.
  2. На сайте Федеральной налоговой службы выясняем налоговую ставку в Самаре за 2015 год. Для квартир стоимостью до 300 000 Р это 0,1%.
  3. Налог на имущество по инвентаризационной стоимости: 230 000 × 1,147 × 0,1% = 264 Р.
  4. Если срок владения квартирой достигает полутора года и более, то указанная сумма уменьшится вдвое и составит 132 Р.
  5. Если же налогоплательщику принадлежит только четверть этой квартиры, он заплатит соответственно 66 Р, сумму равную его доле.
  6. Налог на имущество по инвентаризационной стоимости получился в два раза меньше, чем по кадастровой. Исходя из этого при переходе на новую систему расчета будут действовать понижающие коэффициенты, упомянутые ранее.

(№ 13) Важные даты и сроки взаимодействия с ФНС — уведомления, отчеты и уплата налогов для цифровых кочевников и релокантов

Предлагаю ознакомиться с самыми важными датами и сроками взаимодействия с ФНС и держать их в голове чтобы не попасть на штрафы.

  • Уведомление об открытии (закрытии) изменении реквизитов, счета в иностранном банке или иной финансовой организации (брокере, страховом счете, пенсионном и т.д.) — в течение 1 месяца с момента совершения действия;

  • Отчет о движении денежных средств по иностранным счетам — до 1 июня года следующего за отчетным периодом;

  • Подача декларации 3-НДФЛ — до 30 апреля года следующего за отчетным периодом;

  • Уплата НДФЛ — до 15 июля года следующего за отчетным периодом;

  • Уведомление об участии в иностранных организациях (доля более 10%) — в течение 3 месяцев с даты учреждения;

  • Уведомление о контролируемой иностранной компании (КИК) — до 20 марта (для юридических лиц) или до 30 апреля (для физических лиц) года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК.

Не ФНС и отдельная тема, но напишу тут, уведомление о получении ПОСТОЯННОГО ВНЖ или второго гражданства подается в течение 60 дней в случае если Вы находитесь за пределами территорий РФ и в течение 30 дней если Вы находитесь в РФ.

Прошу обратить внимание на слово — ПОСТОЯННОЕ ВНЖ, то есть не имеющее срока давности, если ВНЖ временное, подавать уведомление не нужно.

Плательщики налога. Плательщиками налога признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения признаются: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество.

Ставки налога.Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным.

От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются:

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства и др.

Устранение двойного налогообложения

Если налогоплательщик, являющийся налоговым резидентом России, фактически уплатил суммы налога с доходов, полученных за пределами российского государства согласно законодательству иных государств, тогда они не засчитываются при уплате налога в России, если другое не предусматривается соответствующим контрактом (соглашением) об избежании 2-го налогообложения.

С целью освобождения от уплаты налога, осуществления зачета, получения налоговых вычетов либо других налоговых привилегий налогоплательщики должны представить в орган Федеральной налоговой службы официальное подтверждение о том, что они являются резидентами государства, с которым Российская Федерация заключила действующий на протяжении конкретного налогового периода (либо его части) контракт (соглашение) об избежании 2-го налогообложения, и документ о полученном доходе и об уплате им налога за границей России, удостоверенный налоговым органом соответствующей иностранной страны. Данное подтверждение представляется как до уплаты налога либо авансовых платежей по налогу, так и на протяжении 1-го года после завершения того налогового периода, по итогам которого налогоплательщик хотел получить освобождение от уплаты налога, осуществить зачет, налоговый вычет или привилегию.

Как определить налогового резидента

В российском законодательстве нет требования обязательного выполнения определенных правил, чтобы определить налогового резидента. Если физическое или юридическое лицо соответствует критериям, то его статус необходимо подтвердить следующими документами:

  • справки, подтверждающие место жительства и регистрации физических лиц;
  • удостоверение личности (паспорт);
  • отметка в паспорте о прохождении пограничного контроля и пересечения границы;
  • данные миграционных карт;
  • контрольный документ, в котором ведется учет времени работы на территории страны;
  • заявления в учреждение (Межрегиональную инспекцию) Федеральной Налоговой Службы.

Какие отличия в налогах компании резидента и нерезидента

Согласно НК РФ, компании-резиденты докладывают о всех имеющихся доходах в органы налогового обложения и выплачивают с них определенный процент, а нерезиденты платят налоги только на ту прибыль, которая была получена с активов, находящихся на территории России. При этом процентные ставки выплат значительно отличаются.

Юридическими лицами-нерезидентами считаются компании, которые находятся за границей или были открыты в иностранном государстве, ведут основную деятельность и управление по его законам, но имеют проекты и филиалы предприятий, находящиеся на территории РФ.

В таблице приведена разница процентных ставок налогов компании резидента и нерезидента РФ, согласно действующему законодательству (статья 224, п.3 НК РФ)

Статус юридического лица Ставка, % Дивиденды, %
Компания-налоговый резидент РФ 20 9
Компания-нерезидент РФ 30 15

При наличии соглашения об отсутствии двойного налогообложения России и другой страны компании-нерезидента, процесс определения системы налогообложения проходит пошагово.

В случае подтверждения запроса о фактическом праве на обложение процентом прибыли иностранным государством, удержание дохода проводится в соответствии с положениями составленного и предъявленного соглашения.

Налог на имущество физических лиц

Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10

Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.

Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.

С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.

В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.

Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.

Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.

Читайте также:  Финансирование детских пособий волжский за июль 2023 года

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.

Исчисление налога на имущество физлиц не зависит от гражданства собственника

  • Налог
  • Бухгалтерский учет
  • Бухгалтерский баланс
  • Оборотные активы
  • Юридическое лицо
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

Налоги, которые взимаются правительством с населения, осуществляют функции, свойственные общим налогам. Ко всему прочему, они индивидуально связывают гражданина и государство или гражданина и органы местного управления, выражают его индивидуальную причастность к делам государства и территориального образования, создают ощущение активно действующего члена общества по отношению к данным делам, предоставляют основание для контроля за ними и ответственности правительства и органов местного управления перед плательщиками налогов. Конечно, в данном аспекте рассматриваются отношения и с организациями, но именно с гражданами они проявляются особенно четко за счет прямой связи с ними.

В соответствии с законодательством России система налогов с физ. лиц включает следующие виды налогов:

  • подоходный налог или налог на доходы физических лиц;
  • налог на имущество;
  • налог на имущество, переходящее в порядке наследования/дарения.

Кроме перечисленных налогов, физ. лица также уплачивают целевые и общие с юр. лицами налоги:

  • земельный налог;
  • налог с собственников ТС и иные платежи, которые зачисляются в дорожные фонды;
  • единый налог на вмененный доход для конкретных типов деятельности;
  • местные налоги, которые устанавливаются решением органов местного управления (налог на рекламу, иные налоги).
Замечание 1

Помимо этого, с граждан в конкретных ситуациях взимаются другие разнообразные сборы, пошлины и прочие обязательные платежи, которые включены в российскую налоговую систему.

Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации количество налогов с физ. лиц немного уменьшается, хотя это не говорит об обязательном уменьшении налогового бремени, то есть общей величины суммы налоговых платежей. На последний параметр влияют ставки и льготы по налогам, определение налоговой базы по объекту налогообложения и другие факторы. В Налоговом Кодексе Российской Федерации ничего не говорится о целевых налогах, подлежащих зачислению в дорожные фонды, приводится только один из них – дорожный налог. Но ключевые налоги (подоходный и налог на имущество) сохраняются. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования/дарения, переведен на местный уровень. Сохраняются также пошлины (государственная, таможенная) и перечень сборов. Они тоже распределяются по 3-м территориальным уровням.

Определение 1

Налог на доходы физических лиц является наиболее значительным как по суммам поступлений, так и кругу плательщиков из имеющихся прямых налогов с населения.

Подоходный налог связан с различными сферами жизнедеятельности граждан, потому охватывает разнообразные источники доходов. Он рассчитывается и уплачивается в соответствии с главой 23 части II Налогового Кодекса Российской Федерации, которая была принята Федеральным законом 5 августа 2000-го г.

Определение 2

Налогоплательщики подоходного налога – это физ. лица, которые являются налоговыми резидентами России, а также физ. лица, которые не являются налоговыми резидентами России, получающие доходы от источников на территории российского государства.

Определение 3

Физические лица – это граждане России, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Определение 4

Физические лица, которые фактически находятся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами Российской Федерации.

Доходами от источников в налоговом законодательстве Российской Федерации признаются:

  • дивиденды с процентами, полученными от российского учреждения, а также проценты, получаемые от российских ИП и (либо) иностранной компании в связи с работой ее постоянного представительства в России;
  • страховые выплаты, когда наступают страховые случаи, получаемые от российской компании и (либо) от иностранного учреждения в связи с работой ее постоянного представительства в России;
  • доходы, получаемые от использования в России авторских либо других смежных прав;
  • доходы, получаемые от сдачи в аренду либо другого применения имущества, которое находится в России;
  • доходы от продажи:
  • недвижимого имущества, которое находится в России,
  • акций либо других ценных бумаг в России и долей участия в уставном капитале предприятий,
  • прав требования к иностранной либо местной организации ввиду деятельности ее постоянного представительства на территории российского государства,
  • прочего имущества, которое находится в России и принадлежит физ. лицу;
  • вознаграждение за исполнение трудовых либо других обязанностей, выполненные работы, оказанные услуги, совершенные в России;
  • пенсии, пособия, стипендии и другие типичные выплаты, получаемые налогоплательщиком согласно действующему российскому законодательству либо получаемые от иностранного учреждения ввиду деятельности ее постоянного представительства в России;
  • доходы, получаемые от использования всяких ТС, в частности, морские, речные, воздушные суда и автомобильные ТС, с целью перевозок в Россию и (либо) из России или в пределах страны;
  • доходы, получаемые от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), оптико-волоконных линий и (либо) беспроводной связи, прочих средств связи, в том числе компьютерные сети, на территории российского государства;
  • выплаты правопреемникам умерших застрахованных граждан в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации касаемо обязательного пенсионного страхования;
  • прочие доходы, которые налогоплательщик получает после реализации им деятельности в России.

Объект налогообложения представляет собой доход, получаемый налогоплательщиком от:

  • источников в России и (либо) от источников за пределами государства – для физ. лиц, которые являются налоговыми резидентами России;
  • источников в России – для физ. лиц, которые не являются налоговыми резидентами России.
Определение 5

Налоговый период – это календарный год.

Согласно статье 217 Налогового Кодекса Российской Федерации определен исчерпывающий список доходов, которые не подлежат налогообложению, получаемые физ. лицами, являющимися налоговыми резидентами и нерезидентами.

Доходы, которые не подлежат налогообложению, не принимаются во внимание при исчислении налоговой базы в размерах, освобождаемых от обложения налогом. Данный порядок освобождения от обложения налогом отдельных категорий доходов распространен на соответствующие доходы физ. лиц, которые являются налоговыми резидентами России, а также физ. лиц, которые не являются налоговыми резидентами России.

Читайте также:  Могут ли приставы описать имущество родителей за долги детей в Казахстане

Согласно подпунктам 1-3 пункта 1 статьи 218 Налогового Кодекса при исчислении величины налоговой базы, которая подлежит обложению налогом по ставке 13%, налогоплательщик вправе получить один из следующих стандартных налоговых вычетов за ежемесячный налоговый период:

  • размером 3 тыс. руб. – инвалиды-участники Великой Отечественной войны, инвалиды, бывшие военнослужащими и ставшие инвалидами I, II и III групп по причине ранения, контузии либо увечий, полученных при защите Советского Союза, России либо при исполнении других военных обязанностей; военнослужащие и прочие категории граждан, которые участвовали в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС или заработавшие инвалидность из-за этой аварии; лица, которые непосредственно участвовали в ликвидации радиационных аварий на территории Советского Союза и РФ;
  • размером 500 руб. – Герои СССР и Герои Российской Федерации, кавалеры орденов Славы 3-х степеней, участники ВОВ, боевых действий по защите Советского Союза, инвалиды детства, инвалиды I и II групп и прочие категории граждан;
  • размером 400 руб. – все остальные лица, чей доход, рассчитанный нарастающим итогом с начала календарного года (по отношению к которому предусмотрена налоговая ставка 13%) работодателем, не был больше 40 тыс. руб. Причем начиная с месяца, в котором доход превысил 40 тыс. руб., этот налоговый вычет не используется.

Налогоплательщикам, которые вправе рассчитывать более чем на 1 стандартный налоговый вычет, предоставляется самый большой по сумме из соответствующих вычетов.

Вне зависимости от предоставления стандартного налогового вычета размером 3 тыс. руб., либо 500 руб., либо 400 руб. плательщикам налогов на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 218 Налогового Кодекса Российской Федерации положен стандартный налоговый вычет размером 1 тыс. руб. ежемесячно на каждого ребенка, находящегося на обеспечении у налогоплательщиков, которые являются родителями либо супругами родителей, опекунами либо попечителями. Вычет будет действовать до месяца, в котором доход указанных лиц, рассчитанный нарастающим итогом с начала календарного года (по отношению к которому предусматривается налоговая ставка 13%) работодателем, предоставляющим этот стандартный налоговый вычет, становится более 280 тыс. руб. Начиная с того месяца, в котором данный доход превышает 280 тыс. руб., налоговый вычет не используется.

Определение налогового резидентства для целей соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН)

Физическое или юридическое лицо может признаваться налоговым резидентом более чем одной страны. В отсутствие СИДН это может приводить к двойному налогообложению. При наличии СИДН для целей его применения в соглашении определяется, резидентом какой страны лицо должно признаваться.

В модельной конвенции ОЭСР (которая используется как основа для многих СИДН) налоговый резидент страны определяется как лицо, подлежащее налогообложению в этой стране в связи с проживанием в ней, местом управления или иным подобным критерием. Резидентами не признаются лица, подлежащие налогообложению в стране только в отношении доходов из источников в этой стране или активов в ней.

Если исходя из указанных критериев физическое лицо признается налоговым резидентом обеих договаривающихся сторон, то учитываются следующие критерии (каждый последующий используется, если предыдущий критерий соблюдается для обеих стран или не может быть установлен):

  • наличие постоянного жилища;
  • центр жизненных интересов (наиболее тесные личные и экономические связи);
  • место обычного проживания;
  • гражданство.

Налоговые вычеты и льготы и процедуры их получения

Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.

НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,

Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.

Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.

Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.

Расчет по кадастровой стоимости до 2020 года

Полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости большинство собственников на данные момент не платят, так как это новая налоговая нагрузка, которая находится в стадии внедрения. Для более плавного перехода ввели понижающие коэффициенты.

Прошлый 2020 год — срок, в который должен был завершиться данный переходный период для регионов, которые начали считать налог на имущество по новой системе в 2015 году. С этого времени собирались брать налоги в полном размере, но условия изменились в процессе. Теперь в большинстве случаев сумму будут рассчитывать с учетом понижающих коэффициентов как в 2020 году, так и после него.

Размер налога на имущество растет постепенно. В первые три года после перехода на кадастр используют такую формулу:

Н = (Н1 − Н2) × К + Н2,

где Н — окончательная сумма налога на имущество за текущий год,
Н1 — полный размер налога на имущество по кадастру,
Н2 — налоговые обязательства по инвентаризационной стоимости за последний период, когда производились расчета,
К — понижающий коэффициент (в первый год после перехода на кадастр он равен 0,2, во второй год — 0,4, в третий — 0,6.)

С четвертого года налоговая сравнивает полную сумму налога по кадастровой стоимости с суммой за прошлый уплаченный год. Если полная сумма выросла более чем на 10%, налоговая увеличивает сумму данного налога в текущем периоде также на 10%. Если сумма 10% не достигла, налог взимается в полном объеме.

Полная формула с учетом всех параметров:

Н = ((Б х С — Н2) х К + Н2) х КПВ х Д — Л, где Л — налоговая льгота.

Важно! Когда сумма по кадастровой стоимости составляет меньше налога на имущество по инвентаризационной, понижающие коэффициенты в данном случае не действуют.

Пример расчета

В 2015 году налог на имущество брали по инвентаризации, и гражданин заплатили 264 Р. Полная сумма по кадастру составляет 540 Р. Допустим, что кадастровая стоимость меняться не будет.

Рост по кадастровой стоимости за первые три года после перехода
Год Расчет Итоговая сумма
2016 (540 − 264) × 0,2 + 264 319 Р
2017 (540 − 264) × 0,4 + 264 374 Р
2018 (540 − 264) × 0,6 + 264 430 Р

С 2019 года сравниваем полный налог на недвижимость с суммой за 2018 год. 540 Р превышает 430 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимое имущество за 2019 год составит 430 + (430 × 10%) = 473 Р.

Производим данное сравнение и в 2020 году. 540 Р превышает 473 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимость за 2020 год составит 473 + (473 × 10%) = 520 Р.

Так же сравниванием и в 2021. 540 Р превышает 520 Р менее чем на 10%, поэтому платим полную сумму — 540 Р. В 2022 году и далее тоже платим эту сумму.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *