Кто является собственником федерального имущества

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто является собственником федерального имущества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Росимущество это агентство в составе Министерства Финансов. Оно относится к Правительству РФ, ветви исполнительной власти. Полное название сегодня звучит так: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Но так оно называлось не всегда.

Что такое Росимущество?

Предок агентства – Госкомимущество РСФСР – был создан еще в июле 1990 года. В первый год комитет занимался разграничением федерального и регионального имущества. Затем в ходе перехода от плановой экономики к рыночной на него возложили обязанности по осуществлению политики приватизации.

В ходе политических и экономических преобразований 1990-ых и 2000-ых годов данный комитет еще не раз переименовывался: Мингосимущество, Министерство имущественных отношений, Росимущество. Однако основной целью этого органа власти все время было владение, распоряжение и управление государственными активами.

Полностью современный вид Росимущество приобрело только в 2008 году при вступлении в силу Постановления Правительства РФ №432. Именно в этом документе (статья 5) перечислены все полномочия Росимущества.

Руководителем Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, начиная с 28 мая 2008 года является Петров, Юрий Александрович.

Заместителями руководителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в скобках указаны курируемые подразделения):

Никитин Глеб Сергеевич (Управление имущества организаций коммерческого сектора).

Медведев Юрий Митрофанович (Управление имущества организаций науки и социальной сферы; Управление имущества финансово-кредитных, внешнеэкономических организаций и зарубежной собственности).

Приданова Людмила Ивановна (Управление методического и правового обеспечения; Управление приватизации федерального имущества, Управление учета имущества, анализа и контроля его использования).

Сысоев Сергей Викторович (Управление имущества организаций силовых ведомств и судебных органов; Управление движимого и недвижимого имущества; Управление организации работы территориальных органов).

Ранее государственная являлась главной формой собственности. Но в настоящее время законом закреплено равенство участников гражданских правоотношений, которые распространяются и на государство. Равенство обеспечивается отсутствием у него некоторых преимуществ, например нераспространения давностного срока на требование о возврате федерального имущества из чужого владения, осуществляемого незаконно. Государственная собственность (федеральная и муниципальная) и частная рассматриваются в виде двух составляющих экономических отношений, где цель государственной собственности заключается в общенародном присвоении имущества, которое обособлено от имущества отдельных компаний и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов базируется на ч. 1 ст. 3 главного закона страны, в соответствии с которым народ является единственным источником и носителем власти в стране.

К федеральной собственности относится имущество, которое принадлежит РФ, собственность регионов – имущество, принадлежащее отдельным субъектам страны. Все это вместе составляет государственную собственность. Владение, пользование и распоряжение ею осуществляется согласно статьям 294 и 296 ГК РФ.

Соответствующие основания для изъятия предусмотрены в ст. 49 Земельного кодекса, где предусмотрен исчерпывающий список. В него входит:

  • Передача земли для государственных нужд, если государство способно благодаря этому решить проблемы по исполнению своих обязательств.
  • Перевод земли в государственную собственность из частной осуществляется, когда нужно разместить государственный объект и иные варианты являются неподходящими для строительства.
  • После появления обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе, территория может выкупаться.

В то же время существуют случаи, при которых нет права в федеральную собственность переводить земли. К таковым относятся следующие:

  • Земли находятся на территории ООЗ, в соответствии со ст. 93 Земельного кодекса.
  • Земли лесного фонда, принадлежащие к первой группе, согласно ст. 101 Земельного кодекса.

Данные ограничения обеспечивают соблюдение интересов охраны заповедных, лесных и сельскохозяйственных участков.

Право собственности на имущество бюджетного учреждения.

Следует помнить о двух основополагающих условиях: в соответствии с федеральным законодательством собственником любого имущества бюджетного учреждения является его учредитель (РФ, субъект РФ или муниципальное образование) и любое имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним собственником этого имущества на праве оперативного управления.

А потому необходимо отдавать себе отчет в том, что никакого разделения имущества бюджетного учреждения на государственное (муниципальное) и некое «собственное, негосударственное (немуниципальное)» не может быть в принципе, как не может быть у бюджетного учреждения какого-то имущества, которое не закреплено за ним на праве оперативного управления. Это обстоятельство определяет ответы на многие вопросы, которые возникают у учреждений по поводу того, как они могут распоряжаться своим имуществом.

Право собственности граждан и юридических лиц

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В ст. 212 ГК РФ указано, что частная собственность подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, т.е. субъектами права частной собственности являются граждане (физические лица), а также юридические лица.

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, в том числе различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы, а также оборудование, транспортные средства и другие средства производства. Ограничения в отношении имущества, которое может находиться в собственности физических и юридических лиц, могут устанавливаться только законом. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, могут быть ограничены только на основании закона.

Объектом права собственности граждан и юридических лиц не может быть только имущество, изъятое из оборота. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), прямо указываются в законе. Таким имуществом являются, например, богатства континентального шельфа и морской экономической зоны, некоторые виды сооружений, памятников истории и культуры и т.п. Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ) также изъяты из оборота и не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому.

Однако права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом РФ.

Объекты, ограниченно оборотоспособные, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению, определяются в порядке, установленном законом.

Имущество коммерческих и некоммерческих организаций (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений), созданных за счет вкладов учредителей (участников), а также приобретенное ими по другим основаниям, принадлежит им на праве собственности.

Производственный кооператив вправе иметь в собственности любое имущество, за исключением имущества, отнесенного законодательством Российской Федерации к федеральной, иной государственной или муниципальной собственности. Имущество производственного кооператива образуется за счет паевых взносов членов кооператива, прибыли от собственной деятельности, кредитов, имущества, переданного в дар физическими и юридическими лицами. Член кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива, но передача пая гражданину, не являющемуся членом кооператива, допускается лишь с согласия кооператива.

Особое положение занимает имущество крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 257 ГК РФ), принадлежащее на праве совместной собственности его членам. Это могут быть земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом его членов и используются по соглашению между ними.

Следует отметить общую природу частной собственности юридических лиц. Они являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями, а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям, предусмотренным законом. Поэтому, вступая в коммерческие отношения, они будут нести ответственность своим имуществом. Ошибочным будет полагать, что это имущество находится в долевой собственности участников акционерного общества, товарищества или кооператива.

Правообладатель — это собственник или арендатор?

Теперь сопоставим понятия «собственник», «правообладатель» и «арендатор». Казалось бы, кто же как не собственник обладает всеми правами на принадлежащее ему имущество. Но нет, не всегда, поэтому данные определения нельзя отождествлять. И собственник не всегда будет правообладателем, и правообладатель может не быть собственником.

Правообладатель – понятие более широкое. Им охватываются собственники, владельцы, арендаторы, владельцы земли на праве пожизненного наследуемого владения и бессрочного пользования, обладатели права сервитута и т.д.

Разница у правообладателей состоит в объёмах их правомочий. Так, например, собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться землей, арендатор — только владеть и пользоваться, но не полностью распоряжаться (может сдать в субаренду, но не вправе продать); владелец также ограничен в правомочии распоряжаться имуществом.

Сам же собственник, передавая право владения другому лицу, к примеру, на основании договора аренды, на срок договора также теряет право пользования свои имуществом.

Таким образом, все рассматриваемые нами понятия очень перекликаются, иногда взаимозаменяемы, но сами по себе представляют собой разные понятия, издавна закрепившиеся в юридической практике.

Основания приобретения и прекращения права собственности

Приобретение и прекращение права собственности происходят в соответствии с требованиями закона при наступлении определенных юридических фактов. В их качестве могут рассматриваться как действия лиц, так и совершенно не зависящие от воли людей обстоятельства.

К первым относятся сделки (договоры), акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, иные действия граждан и юридических лиц, ко вторым — различные события, например природные катаклизмы или смерть гражданина, с которой связывается возникновение наследственных правоотношений.

Традиционной классификацией оснований приобретения права собственности на вещь, иное имущество в науке частного права является разграничение на первоначальные и производные.

Читайте также:  Куда обращаться по факту мошенничества в интернете в Краснодаре

К первоначальным способам относятся такие, при которых право собственности на вещь возникает впервые и независимо от прав на это имущество других лиц.

1. Приобретение права собственности на вновь изготовленную вещь (п. 1 ст. 218 ГК РФ). Собственником вещи становится тот, кто изготовил ее для себя с соблюдением закона и иных правовых актов (вновь изготовленная или созданная вещь может быть как движимой, так и недвижимой).

2. Приобретение права собственности на плоды, продукцию и доходы от имущества лицом, использующим это имущество на законном основании (ст. 135 и 218 ГК РФ).

3. Переработка вещи (ст. 220 ГК РФ). Право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов, если договором не предусмотрено иное.

Однако если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработку для себя. Собственник материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить переработку осуществившему ее лицу, а в случае приобретения права собственности на новую вещь это лицо обязано возместить собственнику материалов их стоимость. Собственник материалов, утративший их в результате недобросовестных действий лица, осуществившего переработку, вправе требовать передачи новой вещи в его собственность и возмещение причиненных ему убытков.

4. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей (ст. 221 ГК РФ). Сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей или животных становятся первоначальным способом приобретения права собственности для любого собравшего или добывшего их лица при условии, что они осуществлены в соответствии с законом, по разрешению собственника или в соответствии с местным обычаем.

5. Приобретение права собственника на бесхозяйные вещи (ст. 225 ГК РФ). Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Порядок возникновения права собственности на движимые и бесхозяйные недвижимые вещи различен.

Бесхозяйные движимые вещи становятся объектом собственности их фактических владельцев лишь при наличии условий, прямо установленных законом для конкретных ситуаций (брошенные вещи, находка, безнадзорные животные, клад).

Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них, могут быть обращены другими лицами в свою собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными (ст. 226 ГК РФ).

Нашедший потерянную вещь (находку) обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи, или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу (ст. 227 ГК РФ).

Нашедший вещь может приобрести на нее право собственности, если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или в орган местного самоуправления лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в милицию или в орган местного самоуправления (ст. 228 ГК РФ). Нашедший вещь имеет право на возмещение расходов по хранению этой вещи либо от ее законного владельца, либо от органа местного самоуправления, в собственность которого поступила найденная вещь, а также право на вознаграждение за находку от лица, управомоченного на получение вещи (ст. 229 ГК РФ).

Кто управляет федеральной собственностью?

На федеральном уровне в Российской Федерации действует множество самых разных органов власти. Все они тесно взаимосвязаны между собой. Свою работу осуществляет глава государства, парламент, правительство и суды. Все эти инстанции в той или иной степени имеют отношение к управлению федеральной собственностью.

Основная роль — у главы государства. Именно президент осуществляет управление федеральной собственностью. Заключается это в согласовании действий всех властных институтов. Глава страны издает приказы и распоряжения, на основании которых и реализуется управление общегосударственной собственностью.

Особой ролью обладает и правительство — центральный орган исполнительной ветви власти. По Конституции именно эта инстанция наделена рядом полномочий, связанных с управлением государственным имуществом. Правительство состоит из множества министерств. Особую роль здесь играет Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью. Именно это министерство занимается координацией различных учреждений, обществ и предприятий. Про агентство будет рассказано далее.

Управление государственной собственностью

Наличие государственной собственности непременно порождает проблему эффективного управления. В настоящий период основным инструментом его осуществления является государственная корпорация. Деятельность части таких организаций регулируется законом «О некоммерческих организациях», однако его применение невозможно по отношению к ряду корпораций, к примеру, госкорпорация «Росатом» действует на основании отдельного закона, призванного осуществлять нормативно-правового регулирование использования атомной энергии.

При этом вопрос о том, к какой области права относится создание, и деятельность государственных корпораций остаётся дискуссионным. Кто-то считает их юридическими лицами публичного права, а кто-то заявляет об уникальности правого статуса таких структур.

Процессы регулирования вопросов управления госсобственностью и инвестирования в различные проекты, имеющие федеральное значение, постоянно меняются. Общий дефицит бюджета, образовавшийся в последние годы, приводит к тому, что от ряда начинаний, особенно связанных с долгосрочными вложениями, приходится отказываться. Однако основные правовые нормы, определяющие понятие государственной собственности и казны в последние десять лет не имели каких-то серьёзных изменений.

Статья 214 ГК РФ. Право государственной собственности (действующая редакция)

Объекты, которые обеспечивают работу и развитие народного хозяйства:

  • Предприятия, относящиеся к добывающей промышленности.
  • Топливно-энергетического комплекса.
  • Электрической энергетики.
  • Ж/д, воздушного, водного, трубопроводного транспорта, газификации.
  • Дороги общего пользования и организации, которые их обслуживают.
  • Телевизионные, радиопредприятия, связи.
  • Племенные и конные совхозы и заводы, селекционные центры, госинспекции, лаборатории по испытанию сельхозкультур, хозяйства по производству рыб, серпентарии.

Субъектом, владеющим, пользующимся и распоряжающимся имуществом, является его собственник. В отношении федеральной собственности в Российской Федерации это, непосредственно, государство. Факт того, что имущество принадлежит стране, подтверждается государственным реестром.

Объекты госсобственности никогда не принадлежат частным лицам. Это бюджет государства, связь, системы транспорта, финансовые организации и прочее. А вот определенные объекты федеральной собственности могут передаваться муниципалитетам и регионам. Некоторые из них контролируют бюджетные организации, а другие относятся к государственной казне.


1. Субъектами права государственной собственности является Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность) либо субъект Российской Федерации — республика в составе Российской Федерации, край, область, автономная область, автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург (государственная собственность субъекта РФ). Круг объектов федеральной собственности неограничен. В ней может находиться любое имущество. Круг объектов собственности субъектов РФ несколько уже. В ее состав не могут входить объекты исключительной федеральной собственности.

2. Порядок разграничения объектов федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации устанавливается специальным законом. Впредь до его принятия в соответствии со ст. 4 Вводного закона на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-РП «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядок оформления прав собственности» (Ведомости РФ. 1992. N 13. Ст. 697). В частности, в приложении N 1 и N 2 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 закреплены перечни объектов исключительной федеральной собственности и объектов, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ. В развитие указанных нормативных актов Правительством РФ утверждено большое количество постановлений, касающихся передачи конкретных объектов в государственную собственность субъектов РФ (см., например, Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1992 г. N 682 «О передаче государственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в государственную собственность Таймырского автономного округа» (СА РФ. 1992. N 11. Ст. 864) и другие аналогичные постановления).

Названные нормативные акты предусматривают также ведение Реестра федеральной собственности, Реестра собственности субъектов РФ и Реестра муниципальной собственности. Более подробно порядок ведения таких Реестров изложен в Положении о Реестре собственности, утв. распоряжением ГКИ РФ от 27 июля 1992 г. N ОК-4/4763. До внесения соответствующего объекта в тот или иной Реестр собственности, документом, подтверждающим право собственности на него Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, является зарегистрированный в установленном порядке перечень этих объектов (п. 10 Положения от 18 марта 1992 г).

3. Согласно ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. При этом действует презумпция принадлежности земли и других природных ресурсов к объектам государственной собственности, если отсутствуют какие-либо доказательства принадлежности их к собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 2 коммент. статьи).

На практике земля действительно служит объектом не только государственной или муниципальной, но и частной собственности, причем в последнем случае по узкому кругу оснований, предусмотренных земельным законодательством.

Напротив, действующее законодательство не предусматривает возможности иметь на праве частной собственности участки недр или лесов. В соответствии со ст. 1.2 Закона о недрах недра, включая подземное пространство и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются объектом исключительной государственной собственности. Соответственно, участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или отчуждения в иной форме.

Ограниченный оборот участков недр в Российской Федерации допускается путем предоставления их в пользование. Пользователями недр могут выступить субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, если они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами (геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых и т.п.) и получили специальную лицензию на пользование недрами (ст. ст. 9, 10 и 11 Закона о недрах).

В отличие от самих участков недр добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут на условиях, оговоренных в лицензии, переходить как в государственную (муниципальную), так и в частную собственность граждан и юридических лиц.

Например, согласно ст. ст. 2, 8 — 10 Закона РФ от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции» (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18) одним из условий соглашения о разделе продукции и выдаваемой на его основе лицензии может служить переход части продукции, полученной в результате использования недр, в собственность инвестора — юридического лица. (См. об этом также Закон РФ от 21 июля 1997 г. «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3584).

Читайте также:  Земельный налог СНТ в Московской области в 2023 году

Во многом аналогичным путем строятся отношения собственности на лесной фонд Российской Федерации, а также на участки лесов, не входящие в лесной фонд. Согласно ст. 19 Лесного кодекса лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности Российской Федерации. В соответствии с федеральным законом часть лесного фонда Российской Федерации может быть передана в собственность субъекта РФ.

При этом ограниченный оборот участков лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, достигается путем предоставления их гражданам и юридическим лицам на праве пользования (ст. 22 Лесного кодекса). Кроме того, граждане вправе свободно пребывать в ле��ном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, на праве публичного сервитута.

Еще совсем недавно большая часть материальных ресурсов нашей страны находилась под полным контролем и управлением государственных структур. Государственная собственность была всеобъемлющей, и не подлежала передаче в частные руки. Однако с распадом СССР, наша страна начала внедрять принцип рыночной экономики, который привел к тому, что значительная часть имущества была передана в частные руки.

Тем не менее, государственная собственность до сих пор занимает большую часть всех имущественных отношений. Под контролем нашей страны находятся такие ресурсы, как природные ископаемые, земля и многое другое.

Система государственной власти подразделяется на несколько типажей в зависимости от субъектов.

Под субъектами госвласти понимают структуры, которые принимают политические решения разного уровня и организуют исполнение данных решений. Они подразделяются на несколько типов:

  • Первичные субъекты, представленные в виде социальных групп, народа и общества. Именно эти категории легитимизируют власть и выбранную ею форму развития;
  • Вторичные субъекты представлены органами самоуправления, как местными и муниципальными, так и федеральными.

Государственная и муниципальная собственность возникает на различных основаниях, среди которых можно выделить общегражданские и специальные. В первом случае право государственной собственности не будет приоритетным, и имущество может быть передано в управление частных структур. Во втором случае только государственные структуры могут принять на себя управление государственной собственностью.

Стоит отметить, что в случае необходимости государство может приобрести права собственности при помощи вспомогательных инструментов, таких как принудительное изъятие имущества, конфискация, реквизиция и сборы по налоговым платежам и т.д. Однако вместе с тем, стоит обратить внимание, что государственная собственность только формально находится под контролем властных структур.

Народ имеет приоритетное право на все имущественные ценности, и может сменить все структуры власти, начиная от муниципальных, и заканчивая федеральными.

Право государственной собственности принадлежит тем властным структурам, которые управляют страной. Кроме того, они осуществляют также такой процесс, как управление государственной собственностью. В данной ситуации государство будет представлено как субъект правоотношений, и потому может самостоятельно распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в его подчинении. Таким образом, государственная собственность может быть передана в аренду, подарена или же продана.

Все имущество, которое находится в собственности государства, разделяется на два основных вида:

  • федеральное имущество, то есть ресурсы и прочие ценности, которые находятся под контролем первичных властных структур. Право государственной собственности тут будет осуществлено на важнейшие ресурсы, среди которых можно выделить земли, лесные ресурсы, природные ископаемые, водные ресурсы и т.д.;
  • имущество, принадлежащее субъектам федерации. Здесь управление государственной собственностью регионального значения будет внедрено для земельных и водных ресурсов, которые не имеют особого государственного значения, предприятий и муниципальных ведомств, жилых помещений и внебюджетных фондов.

Исходя из некоторых ключевых принципов отечественной законодательной базы, природные и земельные ресурсы являются основным богатством страны и потому нуждаются в тщательной защите. Как указано в ГК РФ, земля может принадлежать разным формам собственности, как государственной, так и частной.

Однако, если будет определено, что определенные земельные или природные ресурсы имеют определяющее значение для жизнедеятельности целых регионов, то они будут находиться под государственным контролем.

Природные ресурсы имеют множество специфических черт, которые отражаются на формировании права собственности на них. Они должны быть зарегистрированы в системе госконтроля и иметь оценочную стоимость.

Статья 214. Гражданского Кодекса РФ. Право государственной собственности

Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ. К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся:

  • недра,
  • лесной фонд,
  • водные ресурсы,
  • ресурсы континентального шельфа,
  • территориальных вод и морской экономической зоны,
  • движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения,
  • предприятия по изготовлению государственных знаков,
  • железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов,
  • ядерного оружия и другое имущество.

Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

Владелец — это не обязательно тот человек, который купил или получил имущество в дар, им также может быть доверенное лицо или человек, пользующийся имуществом на правах аренды. Владеть — означает обладать имуществом или вещью, иметь возможность производить с ней не запрещенные законом действия, а также осуществлять полный контроль над ней, охрану, хранение и т. д.

Основанием для владения имуществом может быть договор аренды, доверенность на право управления автомобилем и т. д. Владелец может обладать и пользоваться имуществом только в тех рамках, которые ему установил собственник. Если последний свободно может продать, подарить, обменять или иным образом отдать свою вещь, то владелец в таких правах будет ограничен.

Помимо граждан и юридических лиц, субъектами права собственности могут выступать публичные образования – государство, субъекты РФ и муниципальные образования. Они вправе распоряжаться принадлежащей им собственностью исключительно на условиях, регламентированных законодательством, в том числе путем отчуждения прав в пользу граждан или субъектов предпринимательской деятельности.

Регулируется не только гражданским, но и семейным законодательством (ст. 34—35 СК РФ). Любое имущество, приобретенное в период брака, в том числе и недвижимое, считается совместным.

[3]

Любые сделки совершаются супругами только по обоюдному согласию. Считается, что оно приобретается автоматически, однако в судебном порядке муж или жена, без чьего согласие было совершено отчуждение жилья, может отменить сделку.

В таких случаях стоит потребовать от продавца квартиры нотариально заверенное согласие второго супруга на продажу.

Квартира не входит в совместную собственность супругов если:

  1. Приобретена до брака.
  2. Была приобретена одним из супругов в дар или по наследству.
  3. Брачным договором имущество уже было разделено или предполагалось, что покупка будущей квартиры будет оформлена на кого-то одного.
  4. Была приобретена кооперативная квартира, при условии, что взнос один из супругов совершал сделку из своих средств, не являющихся совместной собственностью.

Приобрести собственность достаточно трудно из-за ее дороговизны. Но зная свои права и представляя собой одну из категорий, находящейся под защитой государства, можно получить бесплатно государственную квартиру. Исходя из условий проживания, можно выделить следующие преимущества наемной квартиры перед собственным жильем:

  1. Не нужно платить налог на имущество. Это очень экономит семейный бюджет, так как платеж рассчитывается, исходя из рыночной стоимости подобного жилья. А с течением времени квадратные метры, как правило, дорожают.
  2. Капитальный ремонт осуществляется за счет бюджетных средств. Жильцу в случае необходимости осуществления работ нужно оставить заявку в организацию ЖКХ и ждать устранения неисправностей. Если граждане самостоятельно сделали ремонт, то они могут потребовать возместить расходы за счет бюджета. Через суд дело обычно выигрывается.
  3. Можно получить улучшенные условия жизни за счет государства. Например, может быть представлена новая жилплощадь, удовлетворяющая всем нормам проживания. Одновременно в учет берется минимальный норматив квадратных метров (в каждом отдельном субъекте по-разному). Кроме прочего, имеется полная гарантия предоставления жилья гражданам, у которых государственная квартира потеряна по каким-либо форс-мажорным обстоятельствам (например, вследствие пожара или взрыва).
  4. Предоставляется возможность в любое время при жизни нанимателя перевести государственную собственность в частную путем приватизации. Тем более, что срок этой процедуры неограничен.
  5. Практически нулевая вероятность «нарваться» на квартирных аферистов. Никаких действий с таким жильем без согласия наймодателя осуществлять нельзя.

В соответствии с Конституцией каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления такого права для тех категорий граждан, которые в нем нуждаются. Муниципальное жилье передается во временное пользование на основании договора социального найма.

Муниципальными признаются жилые помещения, собственником которых является орган местного самоуправления (ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса). Гражданам, находящимся в сложной жизненной ситуации и остро нуждающихся в жилье, оно может быть предоставлено из муниципального жилищного фонда с оформлением договора социального найма.

Согласно п. 2 ст. 49 ЖК на муниципальное жилье могут рассчитывать граждане, признанные малоимущими и нуждающимися в получении жилплощади. Порядок признания таковыми определяется в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ, исходя из доходов семьи и стоимости принадлежащего им имущества. При этом семья должна состоять на учете в муниципалитете, как нуждающаяся в жилье.

Также получить временное место проживания по договору соцнайма могут следующие льготные категории населения:

  • дети-сироты без официального опекунства;
  • граждане, расселенные из помещений, признанных аварийными;
  • граждане, лишившиеся жилья в результате стихийных бедствий;
  • военнослужащие;
  • вынужденные переселенцы, признанные таковыми в соответствии с законом от 19.02.1993 № 4530-1;
  • ветераны войн и участники ликвидации техногенных катастроф;
  • граждане, переехавшие из районов Крайнего Севера;
  • лица, имеющие заболевания хронического характера, представляющие опасность для окружающих.

Подтвердить свой статус и нуждаемость необходимо самостоятельно, обратившись в орган местного самоуправления с соответствующими документами. Каждая заявка подвергается проверке на соответствие требований жилищного законодательства.

  • семьи и граждане, у которых нет никакого пригодного для проживания помещения в собственности;
  • если граждане на дату обращения проживают в помещениях аварийного фонда;
  • семьи, проживающие в квартирах, комнатах, домах, площадь которых менее установленной нормы, которая должна приходиться на каждого члена семьи (менее 10 кв.метров на человека);
  • лица, которым установлено хроническое заболевание, опасное для других граждан.
Читайте также:  Можно ли с 1 января 2023 года продать земельный участок без межевания

Для лиц, признанных малоимущими, необходимо подтвердить, что ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, не превышает установленного норматива по региону. Учитываются доходы, получаемые из всех источников лицами, проживающими на одной жилплощади.

Военнослужащие вправе обратиться за получением муниципального жилья, отслужив не менее 20 лет.

Дети-сироты получают квартиру или комнату из муниципального фонда при достижении совершеннолетнего возраста, а, прожив в ней 5 лет и более, могут обратиться за приватизацией.

Такой вид жилья имеет свои преимущества и недостатки. Перечислим сначала положительные стороны:

  • имущественные налоги обязан платить муниципалитет;
  • существует ряд льгот при начислении жилищно-коммунальных услуг;
  • капитальный ремонт проводится за счет муниципалитета;
  • семья вправе обратиться за предоставлением жилья большей площади при появлении детей;
  • в случае полной утраты жилплощади или признании ее негодной для проживания в результате, например, пожара, граждане, проживающие на условиях договора социального найма, гарантированно получат взамен другое жилье;
  • муниципальная квартира или комната защищена от действий мошеннического характера;
  • существуют условия, при которых муниципальное жилье может быть приватизировано.

[1]

Среди недостатков выделим:

  • все-таки это не собственное жилье и распоряжаться им на свое усмотрение не получится, его невозможно ни обменять, ни продать;
  • муниципальный фонд находится под особым контролем управляющей организации (или ТСЖ) и без его разрешения сдать его в аренду нельзя;
  • если с нанимателем по договору проживают другие граждане, не прописанные в договоре, то после его смерти квартира (комната, дом) возвращается муниципалитету, а жильцы выселяются;
  • жильцов могут в любой момент выселить, если они нарушают условия договора или поступают многочисленные жалобы от соседей.

Жилищное законодательство (ч. 1 ст. 70 ЖК) позволяет родителям вселять своих несовершеннолетних детей в жилое помещение без каких-либо согласований. Этот принцип действует и в случае пользования квартирой в рамках социального найма. Наниматель не должен спрашивать на вселение детей разрешение муниципалитета. Следует учитывать также, что при лишении родителей (или одного из них) родительских прав, за ребенком остается право пользования жильем.

Помимо детей наниматель может вселить в муниципальную квартиру супругу и родителей, а также иных родственников и нетрудоспособных иждивенцев на правах членов семьи. Все они обязаны соблюдать условия договора и обеспечивать сохранность, надлежащее использование жилья.

В случае прекращения семейных отношений с нанимателем, он вправе требовать их выселения.

Другой комментарий к статье 214 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи рассматриваются два вида государственной собственности, существующей в Российской Федерации: федеральная собственность и собственность субъектов РФ. Соответственно субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация как государство, субъектами права собственности второго вида — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. При этом под государством (государственным образованием) следует понимать государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную власть в стране (на территории субъекта РФ), связанную, но не совпадающую с гражданским обществом. Право собственности каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и каждого отдельно взятого субъекта РФ, считается самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного государства указанные права следует рассматривать как части федеративной системы государственной собственности страны.

2. Остаточный принцип в отношении права собственности на землю и другие природные ресурсы, закрепленный в п. 2 комментируемой статьи, не соответствует основным направлениям в развитии современного законодательства в данной сфере. Так, он вообще не распространяется на недра, которые (ст. 1.2 Закона о недрах) объявлены государственной собственностью, и многие другие природные ресурсы, а также отдельные категории земель. В свете развивающегося законодательства о природных ресурсах следует толковать и положения п. 2.

3. В п. 3 комментируемой статьи содержится отсылочная норма к ст. 125 ГК (см. коммент. к данной статье).

4. В п. 4 комментируемой статьи определены два вида имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, и 2) имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов РФ.

Применительно к названным видам имущества было бы правильным говорить о праве государственной собственности так, как это обозначено в названии комментируемой статьи, а не государственной собственности вообще. Понятие государственной собственности как экономической категории включает в себя наряду с указанными видами имущества также имущество государственных хозяйственных товариществ и обществ. Имущество первого вида предназначается для использования в производственных, научных, образовательных, социально-культурных целях.

Что касается имущества казны, то под таковым понимаются все виды имущества, в том числе и финансовые ресурсы, не закрепленные Российской Федерацией или соответствующим субъектом РФ за государственными предприятиями и учреждениями. Это — финансовые ресурсы, находящиеся в ведении Федерального казначейства (Казначейства России), которое является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой) (см. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 «О Федеральном казначействе» (в ред. от 14.03.2005) ), его территориальных органов; материальные ресурсы, находящиеся в ведении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и его территориальных органов, а также других указанных в законе органов государства, управомоченных выступать от имени Российской Федерации и соответствующих субъектов РФ.

———————————
СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4908; 2005. N 12. Ст. 1042.

5. Согласно п. 5 комментируемой статьи, разграничение государственной собственности производится на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Впредь до издания указанных законов на федеральном уровне разграничение государственной собственности между Российской Федерацией и субъектами РФ осуществляется на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. от 21.07.1993) , распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» .

———————————
Ведомости РФ. 1992. N 3. Ст. 89; N 22. Ст. 1185; 1993. N 6. Ст. 191; N 32. Ст. 1261; ВКС РФ. 1994. N 4 — 5.
Ведомости РФ. 1992. N 13. Ст. 697.

Согласно действующему законодательству публичная собственность имеет две формы:

  • государственная — имущество принадлежит отдельным субъектам РФ или всей стране сразу;
  • муниципальная — имущество городов, регионов, сельских поселений.

Отдельным видом владения является частная собственность, когда имущественный объект принадлежит физическим или юридическим лицам.

Государство выступает в качестве отдельного субъекта, который может владеть имуществом и распоряжаться им в интересах своих граждан. Недвижимость может включать в себя земельные участки, дома и квартиры.

Важнейшими объектами государственного имущества являются природные ресурсы: водные объекты, земля, лесной фонд. Если говорить о земельных участках как о собственности публично-правовых государственных образований, то на распоряжение ими распространяются следующие условия.

  1. Государство или муниципалитет не могут использовать их от своего имени, зато могут передать это право другому лицу.
  2. Распоряжаться участком можно исключительно в рамках договора аренды, продавать, занимать, передавать другим владельцам запрещено.
  3. Территорию необязательно эксплуатировать по целевому назначению.

В соответствии с действующими законами имущественные владения государства могут разграничиваться между федеральными, региональными и муниципальными субъектами. Одной из технологий передачи имущественного объекта определённому региону или субъекту может служить кадастр, в котором отражены сведения о данной территории. Кадастровая карта Росреестра позволяет определить, что интересующий участок зарегистрирован именно в таких границах и подлежит эксплуатации именно для определённого вида деятельности.

Если же земельные участки не были разграничены, то право распоряжаться ими принадлежит муниципальным органам власти. Передача права распоряжаться этими наделами не всегда означает передачу права собственности на них.

Передача прав собственности от ППО к гражданам осуществляется согласно законодательству Российской Федерации, а именно Жилищного и Земельного кодексов. На безвозмездной основе земли и недвижимость предоставляется:

  • многодетным семьям;
  • гражданам, которые пользуются землёй на правах аренды;
  • граждане, которые получили надел для ведения фермерского хозяйства;
  • земли дачных и садовых кооперативов;
  • граждане, которые получили земельный надел под строительство.

Для оформления земли в частную собственность гражданин должен предоставить и собрать следующий пакет документов:

  • заявление о предоставлении земельного надела;
  • копия паспорта и его оригинал;
  • акт о территориальном местоположении надела;
  • межевой план;
  • свидетельство о том, что земля используется на законных основаниях;
  • документы, которые подтвердят, что гражданин имеет право претендовать на получение участка в частную собственность;
  • чек об уплате государственной пошлины;
  • заявление в участиях на аукционе и протокол с его проведения;
  • другое.

В законодательстве отражается, что в отношении указанных категорий наделов, устанавливается отдельный правовой режим. Управление реализуется публичными органами. Кроме участков, в отношении которых установлено непосредственное право собственности исполнительного органа, в ведение конкретных муниципалитетов передаются местности, где не произведено формирование на самостоятельные участки. Процесс перевода допустимо проводить в частные владения. Использовать отдельную процедуру не требуется.

В ситуации, когда надел относится к собственности муниципалитета, допускается его передача на законных основаниях в пользование частному лицу. При этом, основание будет использования временное или бессрочное. В качестве основы может выступать арендное соглашение, условия которого устанавливают предельные периоды использования выбранного участка.

Кроме того, в данном акте может предусматриваться величина платежей, которые лицо обязано каждый месяц вносить собственнику территории. Также основание может заключаться в использовании бессрочного использования. Еще один вариант – как пожизненное наследуемое владение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *