8.2. Особенности регулирования иных семейных отношений с иностранным участием

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «8.2. Особенности регулирования иных семейных отношений с иностранным участием». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Следует отметить, что вопрос усыновления (удочерения) детей в Российской Федерации на сегодняшний день является весьма острым в связи с отсутствием достаточного контроля со стороны специально уполномоченных органов (как на уровне законодательной, так и на уровне исполнительной власти) за осуществлением процедуры усыновления (удочерения) детей на территории Российской Федерации.

Порядок усыновления иностранцами

Для получения заключения о возможности быть кандидатом, иностранные граждане должны соответствовать требованиям, предъявляемым к усыновителям:

  • не иметь судимости;
  • не иметь заболеваний, препятствующих исполнению родительских обязанностей;
  • иметь высокий доход;
  • иметь денежные средства на счету;
  • иметь жилплощадь;
  • пройти подготовку для кандидатов в усыновители;
  • иметь опыт общения с детьми;
  • не быть лишенным дееспособности;
  • не состоять на учете в качестве алкоголика или наркомана.

Если кандидат является гражданином страны, которая разрешает однополые браки, то он обязательно должен состоять в браке с лицом противоположного пола. Запрещается усыновление несовершеннолетних граждан РФ лицами, состоящими в однополом браке и одинокими гражданами, которые проживают в странах, разрешивших однополые союзы.

При этом, гражданин РФ, не состоящий в официальном браке, имеет право на усыновление вне зависимости от пола.

Усыновители реже отказываются от детей и возвращают их обратно в детдома

Есть и еще одна тревожная тенденция, вызванная тем, что россияне реже обращаются к такой форме, как усыновление. В России усиливается проблема «вторичного сиротства» — происходит все больше случаев, когда взятых в семьи детей возвращают в детские дома, в особенности тех, кого принимали в семью на возмездных условиях. Прощание с новыми родителями, местом, успевшим стать домом, и возврат в социальное учреждение могут нанести травму, сопоставимую с потерей кровных родителей.

Почему дети попадают обратно в социальные учреждения На 2021 год в 63% случаев детей возвращают по инициативе приемных родителей, усыновителей и опекунов, в 19% случаев — по инициативе органов опеки и попечительства (из них 13% детей отбирают «в связи с ненадлежащим выполнением родителями обязанностей по воспитанию детей» и 1% — по причине жестокого обращения с детьми). В 4% случаев от ребенка отказываются по причине его заболевания. В 84% случаев ребенка возвращают уже после того, как он минимум год прожил в семье.

Статистика показывает, что усыновители реже возвращают своих детей обратно в детские дома. Данные за 2021 год показывают:

  • в 14 случаях из 100 детей в детские дома возвращали приемные семьи (напомним, это — возмездная форма опекунства);
  • 10 случаев из 100 приходится на детей, находившихся на безвозмездной опеке;
  • и только в двух случаях из 100 сирот возвращали усыновители.

Всплеск возвратов детей опекунами начался в 2015 году, спустя два года после начала действия «закона Димы Яковлева», когда россияне активнее выбирали оплачиваемые формы устройства детей.

Кому допускается усыновление российских детей?

Мнение эксперта

Станислав Евсеев

Юрист. Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право.

С 2010 года действует ограничение на усыновление российских детей гражданами других стран. Наложен полный запрет на прием российских несовершеннолетних гражданами США (ст. 4 ФЗ от 2012 № 272).

Беспрепятственно могут усыновить российского ребенка граждане СНГ, Италии, Испании, Франции, Великобритании. Однако Постановление Правительства от 2000 года № 275 устанавливает ограничение. Правом на принятие в семью российского ребенка иностранцы наделяются только через 12 месяцев после поступления сведений о нем в региональный банк данных.

Усыновление возможно, если за 1 год несовершеннолетний не был передан в семью:

  • родственников-граждан РФ;
  • родственников-иностранных граждан;
  • посторонних граждан РФ.

Понятие и сущность международного усыновления

Усыновление детей гражданами другого государства получило распространение после второй мировой войны. Увеличилось так называемое международное усыновление после окончания военных действий в Северной Корее, когда многих из осиротевших корейских детей сирот усыновляли покидавшие эту страну американские военнослужащие. Как следующий этап в развитие усыновления детей и иностранцами рассматриваются 60-е годы, когда появилась тенденция к усыновлению детей из стран, освободившихся от колониальной зависимости. К концу 80-х к началу 90-х годов все чаще стали брать за усыновление детей из некоторых европейских, государств, особенно из Румынии, где можно было оформить усыновление у нотариуса как простую гражданско-правовую сделку.

Увеличение масштабов усыновления, вывоз усыновленных из страны поставили на повестку дня решение проблем, связанных с более тщательной правовой регламентацией усыновления детей иностранцами. Такая задача возникла и в России.

По статье 165 Семейного кодекса РФ процедура оформления должна проводиться по двум регламентам, в том числе международному и утвержденному законодательством страны, в которой проживает усыновитель.
Основная нормативная база состоит из нескольких актов:

  • ст. 121 СК РФ устанавливает условия, а также требует соблюдения интересов детей;
  • ст. 137 СК РФ имеет ряд обязательств, которые должны выполнять усыновители, а также возможность судебного процесса;
  • отмена процедуры оговаривается статьей 140 СК РФ.

Важно! Основополагающим актом, который регламентирует правила и порядок процедуры с иностранными гражданами в отношении российских детей, является Постановление Правительства № 275.

Данное постановление получило несколько изменений в конце 2018 года. Ряд пунктов был дополнен. Действующая редакция регламентирует большую часть процессов, которые связаны с правилами и порядком процедуры.

Отношения по поводу устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с участием иностранцев и лиц без гражданства

Российское право не содержит каких-либо специальных материальных или коллизионных норм, регулирующих выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, если эти отношения осложнены иностранным элементом.

Российская Федерация не участвует в каких-либо соглашениях, которые определяли бы порядок такого выявления в случае наличия разного гражданства сторон семейных правоотношений или устанавливали бы применимое к указанным отношениям право.

Положения ст. 122 и 123 СК РФ не связывают проведение установленных ими процедур с российским гражданством детей.

Из этого следует, что вне зависимости от гражданства ребенка, оставшегося без попечения родителей, его выявление и учет осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (lex fori) в порядке, предусмотренном гл.

18 СК РФ, Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иными нормативными правовыми актами.

Выбор форм устройства для детей, выявленных на территории Российской Федерации и учтенных в качестве оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1 ст.

121 СК РФ осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

Орган опеки и попечительства вправе предпринять попытки воссоединения ребенка с кровной семьей, если это возможно (соответствующие права ребенка предусмотрены ст. 10 и 11 Конвенции ООН «О правах ребенка»).

Термин «международное усыновление» является условным и используется в юридической литературе для обозначения правовой ситуации, когда усыновитель и усыновляемый имеют разные гражданства. Кроме того, к международному усыновлению относят и случаи усыновления российских детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом.

Читайте также:  Отличник погранвойск: льготы и выплаты, описание награды, кому положена

Усыновление российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, производится с некоторыми законодательно установленными отступлениями от принципа национального режима, основная задача которых состоит в обеспечении права ребенка воспитываться по возможности в стране своего происхождения. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН «О правах ребенка» «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Кроме того, ст. 8 Конвенции гарантирует каждому ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Таким образом, изъятия из принципа национального режима продиктованы в первую очередь заботой об интересах детей.

Во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, последствием усыновления может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства.

Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этих государств.

Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается и публичный интерес Российской Федерации — в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России. Возвращение ребенка в Российскую Федерацию после отмены усыновления возможно в случаях, которые предусмотрены международными соглашениями.

Так, например, в силу ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в 2008 г.), если того требуют интересы ребенка, он может быть возвращен на родину после отмены иностранного усыновления.

В соответствии со ст.

165 СК РФ усыновление, как и отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Таким образом, в качестве коллизионной привязки в этой норме выступает личный закон усыновителя.

Вместе с тем при усыновлении на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, закон настаивает на соблюдении требований ст. 124 — 126, ст. 127 (за исключением подп. 7 п.

1), ст. 128 и 129, ст. 130 (за исключением абзаца пятого), ст. 131 — 133 СК РФ. Фактически все требования российского законодательства, касающиеся порядка, оснований и условий усыновления, должны быть соблюдены в указанных случаях, за некоторыми исключениями.

Таким образом, существуют следующие особенности усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации:

1. Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства п. 4 ст. 124 СК РФ установлено два предварительных условия.

Первое — невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Второе — истечение 12 месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 1 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

В этих целях ст.

11 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» устанавливает правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации о детях при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, принятых органами опеки и попечительства, региональными операторами и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. На основании ст. 6 указанного Федерального закона информация о принятых мерах по устройству ребенка включается в документированном виде в анкету ребенка, оригинал которой хранится у регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а копия — у федерального оператора.

Другой комментарий к статье 269 ГПК России

Усыновление относится к делам особого производства, в результате которого устанавливаются правовые отношения между усыновляемыми и усыновителями. Эти отношения аналогичны родительским. В результате усыновления возникают наследственные, алиментные и другие правоотношения. С фактическими родителями у ребенка прекращаются отношения, за исключением некоторых случаев, предусмотренных семейным законодательством.

Заявители, в качестве которых могут выступать только сами лица, желающие усыновить ребенка, осуществляют свои права как лично, так и через представителей, в т.ч. при подаче заявления в суд. При рассмотрении заявления судом присутствие самих заявителей обязательно.

В качестве заявителей могут выступать супруги, либо один из супругов, либо лицо, не состоящее в браке. При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами. Согласие супруга на усыновление ребенка не требуется, если супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно.

Не могут усыновить ребенка лица, не состоящие в браке. Если ребенка хотят усыновить супруги, то они могут подать совместное заявление.

Если будущий заявитель является супругом родителя ребенка, то он является единственным заявителем. Родитель ребенка лишь дает согласие на усыновление.

Заявителями могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

Дела об усыновлении рассматриваются районным судом, если заявителями выступают граждане РФ. Суды субъектов Российской Федерации рассматривают дела об усыновлении, если заявителями являются граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ, иностранные граждане или лица без гражданства независимо от места их жительства. Если граждане имеют двойное гражданство, в том числе гражданство РФ, то на них распространяются нормы о гражданах РФ.

Территориальная подсудность определяется по месту жительства (нахождения) усыновленного ребенка. Место жительства ребенка определяется местом жительства его родителей. Если у ребенка нет родителей или место их нахождения неизвестно, то место жительства ребенка может определяться по месту нахождения лиц, заменивших родителей. Опекун (попечитель) обязан проживать совместно с подопечным. Если ребенок проживает в детском доме, то заявление об усыновлении подается в суд по месту нахождения детского дома.

Если ребенок оставлен родителями в родильном доме, то заявление подается в суд по месту нахождения родильного дома, как указано в комментируемой статье 269 ГПК РФ.

Российское семейное законодательство и нормы международного права

Источниками семейного права России наряду с нормативными правовыми актами Российской Федерации являются международные договоры, в которых участвует Российская Федерация.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» под общепризнанными принципами международного права рекомендуется понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Принцип приоритета международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, конкретизирован в ст. 6 СК РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора. Порядок заключения, ратификации, прекращения, приостановления международных договоров регламентируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».

Читайте также:  Что нужно для поездки в Абхазию из России в 2023 в связи с коронавирусом на машине

На сегодняшний день большинство норм, регулирующих семейные отношения с участием российских граждан в зарубежных государствах и иностранцев в России, содержится в консульских конвенциях, двусторонних международных договорах.

В числе конвенций в сфере семейного права важнейшее значение имеют Конвенция ООН о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) и Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (Нью-Йорк, 10 декабря 1962 г.). Нормы семейного права содержатся во Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.), Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей и др.

С целью защиты прав детей при усыновлении иностранными гражданами Российская Федерация в 2000 г. подписала Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 г.), которая является одной из так называемых Гаагских конвенций по вопросам семейного права. К ним относятся также Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам в пользу детей, 1956 г., Конвенция о признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах в отношении детей 1958 г., Конвенция о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г., Конвенция о юрисдикции, применимом праве и признании решений в отношении усыновления 1965 г., Конвенция о признании разводов и решений о судебном разлучении супругов 1970 г., Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам 1973 г., Конвенция о заключении и признании действительности браков 1978 г., Конвенция о праве, применимом к режимам собственности супругов 1978 г., Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г.

В отношениях Российской Федерации со странами СНГ важное значение имеют Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.).

К двусторонним договорам Российской Федерации, регулирующим семейные отношения, следует отнести Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам (Москва, 23 сентября 1997 г.), Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Варшава, 16 сентября 1996 г.) и ряд других подобных договоров.

Важное значение в регулировании семейных отношений в странах — членах Совета Европы имеют Европейская конвенция об усыновлении детей (Страсбург, 24 апреля 1967 г.), Европейская конвенция о правовом статусе внебрачных детей ETS N 85 (Страсбург, 15 октября 1975 г.), Европейская конвенция о признании и исполнении решений в области опеки над детьми и восстановления опеки над детьми (Люксембург, 20 мая 1980 г.) и др.

Отношения по поводу устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с участием иностранцев и лиц без гражданства

Российское право не содержит каких-либо специальных материальных или коллизионных норм, регулирующих выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, если эти отношения осложнены иностранным элементом. Российская Федерация не участвует в каких-либо соглашениях, которые определяли бы порядок такого выявления в случае наличия разного гражданства сторон семейных правоотношений или устанавливали бы применимое к указанным отношениям право.

Положения ст. ст. 122 и 123 СК РФ не связывают проведение установленных ими процедур с российским гражданством детей. Из этого следует, что вне зависимости от гражданства детей, оставшихся без попечения родителей, их выявление и учет осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (lex fori) в порядке, предусмотренном гл. 18 СК РФ, Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иными нормативными правовыми актами.

Выбор форм устройства для детей, выявленных на территории Российской Федерации и учтенных в качестве оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Орган опеки и попечительства вправе предпринять попытки воссоединения ребенка с кровной семьей, если это возможно (соответствующие права ребенка предусмотрены ст. ст. 10 и 11 Конвенции ООН о правах ребенка).

Понятие «международное усыновление» является условным и используется в юридической литературе для обозначения правовой ситуации, когда усыновитель и усыновляемый имеют разные гражданства. Кроме того, к международному усыновлению относят и случаи усыновления российских детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом.

Усыновление российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, производится с некоторыми законодательно установленными отступлениями от принципа национального режима, основная задача которых состоит в обеспечении права ребенка воспитываться по возможности в стране своего происхождения.

В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Кроме того, ст. 8 Конвенции гарантирует каждому ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Таким образом, изъятия из принципа национального режима продиктованы в первую очередь заботой об интересах детей.

Во всех случаях последствием усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства. Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этих государств. Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается и публичный интерес Российской Федерации — в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России. Возвращение ребенка в Российскую Федерацию после отмены усыновления возможно в случаях, которые предусмотрены международными соглашениями. Так, например, в силу ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (ратифицирован в 2009 г.), если того требуют интересы ребенка, он может быть возвращен на родину после отмены иностранного усыновления.

В соответствии со ст. 165 СК РФ усыновление, как и его отмена, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Таким образом, в качестве коллизионной привязки в этой норме выступает личный закон усыновителя.

(в ред. Федерального закона от 27.06.1998 N 94-ФЗ) (см.

текст в предыдущей редакции) Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Читайте также:  Начисляются ли дни отпуска во время больничного листа

(абзац введен Федеральным законом от 27.06.1998 N 94-ФЗ) При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

Интерес россиян к принятию детей в семьи падает

Вместе с уходом из России иностранных усыновителей интерес к принятию детей в семьи падает и внутри страны. Люди, которые хотели бы взять на воспитание ребенка, должны встать на учет в органах опеки и попечительства или в региональный банк данных. Те, кто нашел своего будущего ребенка, снимаются с учета. В идеальных обстоятельствах каждый год этот «банк приемных родителей» должен терять тех, кто уже нашел своих детей, и пополняться новыми людьми, решившими взять ребенка к себе в семью. В России этот механизм перестал работать.

С 2010 года с каждым годом увеличивается количество тех, кто снимается с учета, так и не найдя своего ребенка. В это же время количество тех, кто снимается с учета в связи с принятием в семью ребенка, падает. Если в 2013 году 91% родителей ушел в связи с принятием ребенка и только 9% ушли, не дождавшись ребенка, то к 2019 году без ребенка ушел 31% несостоявшихся приемных родителей.

Международное усыновление

Международное усыновление в России – это форма семейного устройства детей-сирот, при которой они передаются в приемные семьи иностранных граждан или граждан РФ, проживающих за рубежом.

Согласно ст. 165 Семейного кодекса РФ, при усыновлении иностранными гражданами российских детей процедура проводится в соответствии с международным законодательством и законодательством той страны, в которой зарегистрирован или проживает (для апатридов) усыновитель на момент, когда он подает соответствующее заявление в суд.

При этом принципы международного усыновления обязывают усыновителей и страну его проживания обеспечить усыновленному ребенку соблюдение тех же норм и гарантий, на которые он имел бы право при усыновлении внутри своей родной страны.

Следует учитывать, что процедура усыновления отличается для граждан России и иностранцев – первым в данном случае предоставлен приоритет. При этом те россияне, которые проживают за рубежом, также должны следовать правилам, установленным для иностранцев. Данные правила продиктованы не только российским законодательством, но и международными нормативами.

Международное усыновление

Международное усыновление в России – это форма семейного устройства детей-сирот, при которой они передаются в приемные семьи иностранных граждан или граждан РФ, проживающих за рубежом.

Согласно ст. 165 Семейного кодекса РФ, при усыновлении иностранными гражданами российских детей процедура проводится в соответствии с международным законодательством и законодательством той страны, в которой зарегистрирован или проживает (для апатридов) усыновитель на момент, когда он подает соответствующее заявление в суд.

При этом принципы международного усыновления обязывают усыновителей и страну его проживания обеспечить усыновленному ребенку соблюдение тех же норм и гарантий, на которые он имел бы право при усыновлении внутри своей родной страны.

Следует учитывать, что процедура усыновления отличается для граждан России и иностранцев – первым в данном случае предоставлен приоритет. При этом те россияне, которые проживают за рубежом, также должны следовать правилам, установленным для иностранцев. Данные правила продиктованы не только российским законодательством, но и международными нормативами.

Отношения по поводу устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с участием иностранцев и лиц без гражданства

Российское право не содержит каких-либо специальных материальных или коллизионных норм, регулирующих выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, если эти отношения осложнены иностранным элементом. Российская Федерация не участвует в каких-либо соглашениях, которые определяли бы порядок такого выявления в случае наличия разного гражданства сторон семейных правоотношений или устанавливали бы применимое к указанным отношениям право.

Положения ст. 122 и 123 СК РФ не связывают проведение установленных ими процедур с российским гражданством детей. Из этого следует, что вне зависимости от гражданства ребенка, оставшегося без попечения родителей, его выявление и учет осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (lex fori) в порядке, предусмотренном гл. 18 СК РФ, Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иными нормативными правовыми актами.

Выбор форм устройства для детей, выявленных на территории Российской Федерации и учтенных в качестве оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Орган опеки и попечительства вправе предпринять попытки воссоединения ребенка с кровной семьей, если это возможно (соответствующие права ребенка предусмотрены ст. 10 и 11 Конвенции ООН «О правах ребенка»).

Термин «международное усыновление» является условным и используется в юридической литературе для обозначения правовой ситуации, когда усыновитель и усыновляемый имеют разные гражданства. Кроме того, к международному усыновлению относят и случаи усыновления российских детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом.

Порядок проведения процедуры

Процедура усыновления длится в среднем 1-1,5 года. Начинается она с того, что иностранцы подают заявление в ООП по месту нахождения в РФ и собранный пакет документов (легализованный, переведенный на русский язык, заверенный в консульстве РФ или у российского нотариуса).

Необходимо предоставить:

  • заявление с просьбой открыть доступ к ФГБД;
  • заполненные анкеты;
  • копии паспортов, свидетельства о браке;
  • заключение зарубежного аналога ООП о возможности усыновления;
  • документ о медицинском обследовании усыновителей.

После получения заключения от ООП принять ребёнка в семью, будет открыт доступ к ФГБД об усыновляемых детях. Если ребенок проживает за рубежом, но имеет российское гражданство, то предварительно нужно получить разрешение на усыновление ООП из России. Рассмотрим детали процедуры.

Для усыновления иностранцами нужно:

  1. Написать заявление в ООП по месту своего проживания и предоставить документы, подтверждающие соответствие требованиям об усыновлении в РФ.
  2. Пройти курс приемных родителей у себя в стране либо в России.
  3. Получить доступ к банку данных детей-сирот и направление в детский дом или другое учреждение, где находится ребенок.
  4. Выбрать малыша и установить с ним психологический контакт.
  5. Обратиться в суд с заявлением об усыновлении.

Прохождение бесплатного курса подготовки обязательно для будущих усыновителей. Программа занимает не менее 30 и не более 80 академических часов в группах по 10-15 человек. По результатам слушателей ждет аттестация, после чего выдается свидетельство.

Требования к иностранцам усыновителям

Каждый потенциальный кандидат, должен соответствовать большому списку требований. Основные пункты:

  • выполнение требований статьи 127 СК РФ, которая устанавливает основные особенности для граждан, в том числе из РФ;
  • по статье 124 СК РФ установлено требование в виде возможности полноценного обеспечения несовершеннолетнего для его развития, в том числе нравственного, психического или физического;
  • наличие дееспособности и совершеннолетия по закону той страны, к которой относится гражданин. На практике эти требования должны выполняться как по законодательству РФ, так и другой страны. Например, если человеку 19 лет, а возраст совершеннолетия в его стране 21 год, то он исключается из кандидатов;
  • финансовая обеспеченность и возможность обеспечить других.

Также очень важно будут отсутствие запретов, то есть у человека нет особенностей, которые могут препятствовать. К таким особенностям можно отнести и определенное гражданство, например, США или Канады.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *