Предоставление жилья детям-сиротам возраст

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоставление жилья детям-сиротам возраст». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В настоящее время в Российской Федерации вопросы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты и лица из их числа), находят закрепление в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных актах, актах органов местного самоуправления.

В 14 лет детей оставшихся без попечения родителей, а также тех, кто живет в домах для сирот, интернатах, ставят на учет, чтобы те могли рассчитывать на бесплатное государственное жилье. Заинтересованное лицо, его опекун или представитель органа опеки должны обратиться в соответствующие государственные органы, чтобы встать на учет. Лицом, подающим заявление может быть и кто-то из администрации спец заведения, где воспитывается подросток.

Подать заявление можно до восемнадцати лет. После этого собираются документы и через год может въезжать в свой дом. Вступить в жилищные права можно в возрасте от 18 до 23 лет включительно. При этом, если человек по наступлению ему 23 лет не получил своего жилья, его с учета не снимают. Они будут стоять в очереди до тех пор, пока не обзаведутся собственной квартирой.

Чтобы встать в очередь на получение бесплатного жилья, в соответствии с действующим российским законодательством необходимо выполнить ряд действий:

  1. Подготовить необходимые документы.
  2. Обратиться в орган опеки и попечительства с заполненным заявлением, форма которого утверждена Правительством в Постановлении № 397.
  3. Дождаться ответа уполномоченного органа о включении ребенка в региональный и федеральный список претендентов на бесплатное жилье.
  4. Отслеживать продвижение очереди.
  5. Как только наступит очередь заявителя, нужно снова подать в орган опеки заявление на получение квартиры или другого жилья для детей-сирот.

Государственный жилищный сертификат – свидетельство, которое выдается на конкретного человека и подразумевает безвозмездную субсидию на приобретение жилплощади. ГЖС выдается определенным категориям граждан – льготникам. У жилищного сертификата есть срок, нарушение которого приводит к его аннулированию. Срок может изменяться в зависимости от региона и правового статуса гражданина. В 2021 году было выдано 5500 ГЖС.

Кто может получить жилищный сертификат:

  • граждане, которые нуждаются в улучшении условий жилища;
  • ветераны ВОВ;
  • служащие МВД и МЧС;
  • вынужденные переселенцы;
  • жители Крайнего Севера;
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС;
  • сироты и дети, оставшиеся без попечителей.

Какие основания для получения ГЖС:

  • лица, которые не являются нанимателями по договору соцнайма или владельцами жилплощади;
  • граждане, чья жилплощадь меньше принятых норм на одного человека, даже если они собственники квартиры;
  • наниматели или собственники аварийного жилища;
  • владельцы или арендаторы жилья, в котором живут несколько семей и когда один из жильцов страдает хронической болезнью (туберкулез, психические расстройства и т.д.).

Что делает Министерство просвещения

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Порядок предоставления жилья

Порядок предоставления данной льготы носит заявительный характер, то есть «автоматически» ребенок-сирота не получит жилье при достижении 14 лет. Для этого нужно составить и подать заявление на получение жилья.

В какой именно орган подавать – зависит от региона, поскольку обеспечение жильем сирот относится к полномочиям местных, а не федеральных органов власти. В виду этого названия органов могут отличаться: обычно – это органы опеки и попечительства, но их полномочия могут быть делегированы и другим департаментам.

Как бы не назывался орган, его сотрудники обязаны разъяснить процедуру оформления и предоставить заявителю перечень необходимых документов.

ШАГ 1.. Составление заявления. Если раньше заявление писали сами сироты, равно как и собирали документы, подавали их в соответствующие инстанции, то с 2019 года в связи с уменьшением возрастного порога, эта обязанность возложена на их законных представителей.

Если законный представитель сироты не подаст заявления для постановки на учет в течение 3-х месяцев с момента исполнения ребенку 14 лет, то заявление должны направить органы опеки и попечительства.

Также обратиться с таким заявлением имеют право сами дети-сироты и приравненные к ним лица в следующих случаях.

До 18 лет Если ребенок приобрел полную дееспособность до совершеннолетия
После 18 лет Если не были включены по каким-либо причинам в очередь в период с 14 до 18 лет

Составляется оно в 2-х экземплярах и направляется в органы опеки и попечительства, а также жилищный одел (департамент) местной администрации.

ШАГ 2. Сбор документов. Документы утверждаются на региональном уровне, а их пакет формируется в индивидуальном порядке для каждого заявителя.

Как получить законное жилье от государства ребенку-сироте

К сожалению, нет. Предоставление жилых помещений происходит из фонда местных властей. Следовательно, где ребенок вырос, там он и получает жилое помещение.

Ситуации бывают различными. Например, предоставление жилых помещений в домах, признанных аварийными, или помещений в которых ремонт не проводился с момента постройки дома. Бывают случаи, что предоставляемые жилые помещения просто заняты другими людьми, и выселить их оттуда практически невозможно.

В этом случае сиротам предоставляется разное жилье.

При отсутствии возможности предоставления постоянного жилья, органы власти предоставляют временное, например, общежитие, но до момента появления постоянного жилья. Если же не предоставляется никакое жилье, необходимо подготовить жалобу на действия или бездействия соответствующих органов в прокуратуру.

  • Жилые помещения могут быть предоставлены детям-сиротам в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
  • Гражданский кодекс РФ предусматривает, что в тех случаях, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
  • Таким образом, дети-сироты могут получить жилые помещения до достижения совершеннолетия, в том числе после заключения брака.

По общему правилу — да. В то же время жилые помещения также могут быть предоставлены детям-сиротам в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены иные случаи, когда жилые помещения предоставляются детям-сиротам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Дети-сироты, достигшие возраста 18 лет и подавшие заявление в письменной форме на получение жилья, могут получить жилые помещения по окончании срока пребывания в образовательных и других организациях.

Право продажи жилого помещения, распоряжение им по своему усмотрению, принадлежит только собственнику. Учитывая указанное обстоятельство и изложенные в вопросе 10 основания и порядок приобретения права собственности на жилые помещения, предоставленные детям-сиротам, отчуждение такого имущества возможно только после перехода права собственности к такому лицу.

Принимая во внимание то обстоятельство, что жилые помещения предоставляются рассматриваемой категории лиц на основании договора найма специализированного жилого помещения, срок действия которого составляет пять лет, следовательно, до истечения указанного срока договора, приватизация жилого помещения не допускается.

По окончании срока действия договора найма орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с проживающим в нем лицом договор социального найма. После чего у такого лица возникает право на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения в порядке приватизации.

Читайте также:  Молодая семья Башкортостан в 2023 году

Жилые помещения предоставляются по договору найма специализированного жилого помещения. Общий срок действия такого договора составляет 5 лет.

  1. Если же будут выявлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания содействия в решении трудной жизненной ситуации, по решению органа исполнительной власти субъекта РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый 5-летний срок, но не более чем один раз.
  2. Сам процесс оформления указанного договора (сроки и последовательность действий, иные особенности оформления и реализации договора) более детально регулируется законодательством конкретного субъекта РФ.
  3. Следует также учитывать, что использование полученного жилого помещения по назначению будет контролироваться уполномоченным органом.

По общему правилу, с заявлением о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированного жилого помещения в письменной форме обращаются в календарном году, предшествующем году достижения детьми возраста 18 лет, законные представители детей-сирот.

В случае же достижения ребенком-сиротой возраста 18 лет, либо после приобретения им полной дееспособности до достижения указанного возраста, такой ребенок самостоятельно выступает заявителем.

Что касается сотрудников детского дома, то в силу норм Семейного Кодекса РФ, данные лица не могут являться представителями детей-сирот. Уполномоченным представителем в таком случае выступает орган опеки и попечительства.

  • Помимо соответствующего заявления, необходимо будет предоставить в уполномоченный орган следующие документы:
  • — паспорт;
  • — документ, подтверждающий статус сироты;
  • — документ, подтверждающий место жительства;
  • — документ, подтверждающий вступление в брак (при наличии);
  • — документ, подтверждающий отсутствие жилого помещения, закрепленного за сиротой (это выписка из ЕГРП о правах лица на объекты недвижимости)
  • -документ, подтверждающий окончание срока нахождения в образовательном или ином учреждении для детей-сирот, завершение профессионального обучения, окончание прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях;
  • — и иные документы.

Обращаем внимание, что перечень документов может варьироваться в зависимости от требований, предъявляемых законодательством субъектов РФ и их уполномоченных органов. Кроме того, некоторые документы запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих органов и организаций, и от заявителя не требуется их предоставление.

В каждом субъекте создается свой компетентный орган, рассматривающий данный вопрос.

Рассмотрим вопрос соответствующего обращения для получения квартиры на примере Москвы. Здесь вопросами предоставления жилых помещений детям-сиротам занимается Городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет.

Лица из числа детей-сирот, законные представители которых не обращались по вопросу обеспечения их жилыми помещениями, а также дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, самостоятельно обращаются с заявлением о предоставлении жилого помещения.

  1. Если вышеназванные требования не соблюдены, то ребенок-сирота имеет право отказаться от такого жилья и требовать предоставления жилого помещения, отвечающего вышеперечисленным требованиям.
  2. В таком случае уполномоченной организацией в срок не позднее трех рабочих дней со дня проведения осмотра составляется акт о невозможности проживания в жилом помещении, и копия такого акта направляется на рассмотрение вопроса о подборе иного жилого помещения.
  3. Отказ в предоставлении иного пригодного для жилья помещения можно оспорить в судебном порядке.

Прежде чем соглашаться на предложенную администрацией квартиру, необходимо проверить, чтобы соблюдался ряд требований. Предоставляемое льготное жилье должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, где оно располагается. Оно должно находиться в пределах того населенного пункта, в котором сирота имеет постоянную регистрацию.

Квартира или жилой дом должны быть обеспечены электроснабжением, водопроводом, канализацией, отоплением, а также ванной или душем, газовой или электрической плитой, горячим водоснабжением или газовой колонкой.

Все перечисленное должно находиться в рабочем состоянии. Если в населенном пункте отсутствуют централизованная система отопления, канализации, водоотведения, то в предоставляемом жилье оно может обеспечиваться другими средствами, например, газовой колонкой, уличным туалетом. В противном случае по закону жилье считается непригодным для проживания, и ребенок-сирота может от него отказаться.

  • Площадь жилья определяется на основе расчетной нормы, которая составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
  • Жилые помещения должны быть свободными от прав третьих лиц.
  • Если помещение предоставляется сироте после выезда предыдущих жильцов, то оно должно быть отремонтировано, заменены неисправные кухонные плиты, сантехническое и иное оборудование.

Квартиры не предоставляются в случае, если у детей-сирот имеется жилое помещение в собственности или они занимают его по договору социального найма.

Условия выделения жилплощади

Действующим законодательством РФ четко прописываются обязательные условия, отвечая которым можно рассчитывать на получение социального жилья.

В частности речь идет о таких условиях, как:

  • отсутствие у сироты уже выделенного социального жилья, которое было получено непосредственно по договору найма, в том числе это касается и для его родственников либо же членов семьи;
  • претендент на получение жилья в обязательном порядке не должен быть собственником социального имущества, которое раньше было получено по договору найма;
  • претенденты на получение жилого имущества должны на текущий момент проживать в таких условиях, которые признаны более чем неприемлемыми.

Как было указано в последнем пункте, одним из ключевых условий принято считать такое понятие, как “невозможность жить нынешнем месте”.

При этом необходимо учитывать, что сама по себе невозможность проживать на нынешнем месте признается в таких случаях:

  • с сиротой на одной жилой площади проживают члены семьи, у которых имеются серьезные заболевания непосредственно хронической формы;
  • с сиротой проживают на одной площади граждане, которые раньше были лишены родительских прав;
  • жилая площадь, на которой проживает сирота, официально признана непригодной для жизни;
  • жилое помещение полностью не соответствует санитарным нормам.

Еще к одному условию, по которому можно получить жилье является уже полученная ранее жилплощадь, но при этом ее квадратура существенно меньше положенной по законодательству РФ.

Как получить сироте квартиру в другом городе

  • проживание родителей, ранее лишенных родительских прав, но претендующих на квадратные метры;
  • наличие на руках заключения, выданного комиссией о том, что жилье не соответствует санитарным и техническим нормам и не является пригодным для постоянного проживания;
  • регистрация в квартире иных людей с хроническими заболеваниями, проживание совместно с которыми не представляется возможным и опасно для здоровья ребенка;
  • наличие у ребенка-сироты хронического недуга, когда совместное проживание с ним несет угрозу здоровью окружающим.
  • несоответствие квадратных метров площади на одного человека согласно установленным нормативам в регионе.

До недавнего времени (2013 г) дети-сироты могли пройти процедуру приватизации, после чего – распоряжаться выданным жильем по своему усмотрению. Сегодня продать квартиру дети не уже не могут. Составляется договора соц. найма сроком на 5 лет. Это сделано властями в целях защиты квартиры от мошенников. Органы опеки должны периодически контролировать состояние жилища и условия проживания своих подопечных.

Правовая защита собственности ребенка-сироты

Ранее сирота, который получил льготное жилье, обладал правом на дальнейшую его приватизацию. Нововведения в законодательстве исключают эту возможность. Теперь приватизация жилплощади, которая получена сиротой, возможна лишь спустя пять лет. Это связано с тем, что право на жилое помещение представляется по договору специализированного найма, а не социального.

Данная поправка была внесена для предотвращения действий мошенников по отношению к детям-сиротам. Нередко сироты теряли право собственности на жилье фактически сразу после ее приобретения ввиду неопытности. Отсутствие возможности продажи дома или квартиры, сдачи жилья в аренду дает возможность обеспечить сохранность права владения за сиротой.

Если ребенок-сирота оказался в сложной ситуации (например, есть задолженность по счетам за коммунальные услуги и т. д.), договор жилого найма может быть продлен еще на пять лет, однако лишь единожды.

Важно!

По истечению 5-ти летнего срока жилплощадь исключают из жилищного фонда, а с лицом, которое занимает помещение по договору специализированного найма, заключают договор социального найма.

Дети, которые стали сиротами в малолетнем возрасте и находятся на воспитании у попечителей или в специальных учреждениях, должны получать льготы от государства. Это касается и выделения площади для проживания. Но остается одна проблема — не каждый сирота знает, каким образом можно получить жилье. О том, как получить сироте после 23 лет квартиру рассмотрим более подробно.

Чаще всего дети не обращаются за жильем, потому что:

  1. Подопечным детям плохо разъяснялись их права опекунами или ответственными лицами, которые работают в опекунских органах.
  2. Органы, которые отвечают за выполнение закона о выделении площади, не поставили на учет обратившихся к ним детей.
  3. Состояние здоровья у детей сирот на тот момент, когда нужно было становиться на учет.
  4. Установка на учет не состоялась из-за того, что в свое время у ребенка не было на руках всех необходимых документов.

Кроме этого, очень часто детей, находящихся на учете, снимают с него. Эта процедура является незаконной. При выявлении таких случаев детям должны предоставить жилье без очереди.

Требования к выдаваемому жилью

Квартиры, предназначенные для детей-сирот, выделяются из специализированного жилищного фонда местной администрации. При этом предоставляются не просто объекты недвижимости, а квартиры, соответствующие определенным требованиям. Вот самые основные из них:

  • жилое помещение должно быть обособленным и полноценным, заселение его по типу коммунальной квартиры или общежития недопустимо;
  • полное соответствие установленным санитарным нормам, оборудование всеми необходимыми инженерными коммуникациями;
  • выдача квартир осуществляется в регионе по месту проживания.

Квартира в обязательном порядке должна иметь нормативную площадь, параметры которой зависят от общего количества проживающих. Сегодня установлены следующие показатели:

  • 36 м2 на 1 человека;
  • 42 м2 на двоих;
  • 42 м2 + 12 м2 на каждого третьего и последующего.

Чтобы получить подобное соответствующее требованиям жилье, необходимо подготовить определенный пакет документов.

Где и как проверить свою очередь?

Убедившись в том, что заявителя внесли в очередь, он в процессе ожидания может проверять, как она продвигается, какой номер присвоен, как скоро ждать получения необходимых документов и ключей от квартиры.

Сразу стоит отметить, что закон не устанавливает точные сроки предоставления жилья. Ограничение по временному периоду характерно только для подачи заявления и постановки на учет. Как уже отмечалось выше — это период с 14 до 23 лет.

В некоторых регионах с небольшим бюджетом жилплощадь приходится ждать довольно длительное время. Причина в том, что муниципалитеты закупают недвижимость на собственные средства.

Константин Фролов

Юрист, готов ответить на ваши вопросы.

Довольно часто объем закупаемых помещений является недостаточными для того, чтобы обеспечить собственным жильем всех нуждающихся. В среднем срок ожидания жилья составляет 5-10 лет .

При этом очередность может корректироваться, так как за время ожидания некоторые сироты могут получить инвалидность, вступить в брак и родить детей. В этом случае жилье им предоставляется несколько быстрее, чем одиноким работающим гражданам.

Чтобы узнать свою очередность, можно использовать один из следующих способов:

  • портал Госуслуги;
  • заполнение специальной заявки на сайте Мои документы;
  • отправка заказного письма в местную администрацию;
  • личное посещение соответствующих органов;
  • портал министерства социальной политики.

Отправляя заявку, необходимо указать персональные данные, дату рождения, саму суть запроса. Если после проверки очередности становится понятно, что жилище уже должно было быть предоставлено, но по необоснованным причинам органы исполнительной власти не обеспечивают квартиры заявителя, он может обратиться в суд.

С какого года сиротам начали давать квартиры

Ст. 8 распространяется на отношения, возникшие до 01.01.2013, если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до этого срока (ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ).

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Читайте также:  Размеры выплаты на второго ребенка жене военнослужащего по контракту в 2023 году

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Законодательное обоснование льгот на жилье для детей-сирот

Одним из основополагающих законов о льготах для сирот выступает ФЗ №159 от 21.12.1996. В частности, этим законом предусмотрено обеспечение таковых детей-сирот жильём из специализированных жилищных фондов. При этом есть ряд условий, согласно которым сироты могут получить жилье от государства. В частности:

  • Жилье предоставляется исключительно после достижения сиротами 18-летнего возраста, либо обретения ими полной дееспособности до такового в случае применения по отношению к ним нормативов об эмансипации.
  • Если сирота выступает фактическим собственником конкретного жилого помещения или нанимателем по уже действующему договору социального найма, он не может претендовать на получение жилплощади. Исключением являются случаи, если сирота не имеет возможности проживания в таковом жилье.

При этом порядок предоставления жилья подразумевает заключение договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. В случае, если в жизни такового лица будут установлены трудные обстоятельства, действие договора может быть однократно продлено на дополнительный пятилетний срок. По окончании действия такового договора, это жилье исключается из специализированного фонда, а с проживающим в нём лицом заключается на общих основаниях договор социального найма помещения.

Категории сирот, которые имеют право на субсидию

Закон №159 определяет конкретный перечень лиц, отнесенных к сиротам.

К ним следует относить несовершеннолетних детей:

  • сирот, у которых умер родитель (если он был только один) или родители;
  • оставшихся без родительского попечения – одного из них (если он единственный) или обоих.

Обратите внимание! Об отсутствии родительского попечения можно говорить только в определенных случаях, когда родителей:

  • нет;
  • есть, но они лишены прав в отношении ребенка, или их права имеют четкие ограничения;
  • они не захотели забирать своих детей из гос. учреждений (воспитательного или медицинского направления);
  • прямо уклоняются от возложенных на них законом обязанностей касательно воспитания своих детей, защиты их интересов (прав);
  • они пребывают в СИЗО;
  • объявлены в судебном порядке умершими;
  • не нашлись, и их признали безвестно пропавшими;
  • удерживаются в учреждениях лечебного типа;
  • признаны ограниченными в дееспособности или полностью лишенными ее;
  • лишены в законном порядке свободы, и они находятся в заключении;
  • в иных случаях, обозначенных в законе;
  • при других предусмотренных законом обстоятельствах.

Кроме того, право на обеспечение жил. площадью есть и у совершеннолетних лиц (возрастом до 23 лет), но при условии, что они были лишены родителей до исполнения им 18 лет и на основании указанного закона относятся к соответствующей категории лиц, на которых распространяется государственная соц. поддержка (к примеру, в период обучения).

Важно! Но даже указанные категории лиц не смогут претендовать на соц. жил. площадь при определенных обстоятельствах:

  • наличие в собственности объекта недвижимости или использование такового на условиях соц. найма;
  • имеют законное право проживать в помещении (к примеру, при наличии прописки по адресу).

В указанных случаях утрачивается право на соц. обеспечение жильем.

Обстоятельства перестают действовать, только если лица, претендующие на соц. жилье, докажут факт невозможности их проживания по адресу имеющейся жил. площади ввиду наличия весомых причин.

Законодательная основа

Принимая решение о предоставлении жилья, специалисты основываются на таких законодательных актах:

  • ФЗ «О доп. гарантиях по соц. поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Закону присвоен отдельный №159 и принят он был 21 декабря 1996 г.;
  • Жилищном кодексе РФ.

До этого сирот и лиц, отнесенных к приравненной к ним категории, обеспечивали жил. площадью следующим образом:

  • они не находились в очереди, им неотложно предоставляли то жилье, которым располагал муниципалитет;
  • не принято было проводить какие-либо отдельные разбирательства касательно прав;
  • при необеспечении сироты площадью до исполнения ему 23 лет, он снимался у учета;
  • оформление жилой недвижимости происходило через соц. найм.

После того как специалистами было проанализировано множество ситуаций и проведенных по ним разбирательств, они пришли к единому выводу – такого рода правила являются полем практической реализации мошеннических схем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *